Почему женщина нечистая во время месячных
Можно ли женщине посещать церковь во время месячных
Можно ли ходить в церковь, исповедоваться, причащаться при месячных — вопросы, которые вызывают споры у священников и волнуют каждую христианку.
Не зная четкого ответа, при месячных днях прихожанки остаются слушать службу в притворе.
Откуда растут корни запрета? Ответ ищем в Ветхом завете
Церковный притвор находится в западной части храма, представляет собой коридор между храмовым входом и внутренним двором. Притвор издавна служит местом слушания для некрещеных, оглашенных людей, тех, кому запретили вход в храм на определенное время.
Есть ли что-то оскорбительное для христианки на некоторое время быть вне церковного служения, участия в исповедании, причастии?
Менструальные дни — не болезнь, грех, а естественное состояние здоровой женщины, подчеркивающее ее способность даровать миру детей.
Почему тогда возникает вопрос — можно ли исповедоваться во время месячных?
Ветхий завет много внимания уделяет понятию чистоты при вхождении перед Богом.
К нечистотам относились:
- болезни в виде проказы, чесотки, язв;
- всякие истечения как у женщин, так мужчин;
- прикасание к мертвому телу.
Евреи до выхода из Египта не были единым народом. Кроме поклонения Единому Богу, они многое позаимствовали из языческих культур.
Иудаизм считал, что нечистота, мертвое тело — одно понятие. Смерть — наказание Адаму и Еве за непослушание.
О женщинах:
Бог создал мужчину, его жену совершенными по красоте, здоровью. Человеческая смерть связана с напоминанием о греховности. Бог есть Жизнь, всякое нечистое не имеет права даже прикасаться к Нему.
Подтверждение тому можно найти в Ветхом Завете. Книга Левит, глава 15 четко говорит, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».Для справки! При менструации запрещалось не только в храме, но и в обычной жизни общение, личное касание между любым человеком и «нечистой» женщиной. Это правило касалось мужа, запрещая при менструации всякие сексуальные действия.
При рождении ребенка также происходит выделение крови, поэтому 40 дней после родов у женщины длится очистительный период.
Языческие жрицы отлучались от обрядов по причине немощи, по их мнению, с кровью исчезала магическая сила.
Эра христианства внесла свои поправки в этом вопросе.
Новый Завет — новый взгляд на чистоту
Приход Иисуса кардинальным образом меняет понятие жертвы за грех, значимость чистоты.
Христос четко говорит, что Он — есть Жизнь (Ин.14:5—6), прошлое все минуло.
Сам Спаситель прикасается к смертному одру юноши, воскрешая сына вдовы. (Луки 7:11—13)
Женщина, страдающая 12 лет кровотечением, знающая о запрете Ветхого Завета, сама прикоснулась к краю Его одежды. При этом многие люди касалась ее, ведь вокруг Христа всегда было множество народа.
Иисус сразу почувствовал, как из него вышла целительная сила, призвал некогда больную, но не забросал ее камнями, а сказал, чтобы она действовала смелее.
(Матв. 9:20—21)
Важно! Нигде в Новом Завете не написано о нечистоте кровоистечения.
Апостол Павел, посылая письмо Римлянам, глава 14, говорит о том, что сам не имеет нечистого. «Нечистоту» люди придумывают себе сами, потом в это верят.
Первое послание Тимофею, глава 4, апостол пишет о том, все надо принимать, воздавая благодарность Богу, который все сотворил хорошо.
Месячные являются процессом, созданным Богом, они не могут относиться к нечистотам, тем более отлучить кого-то от защиты, благодати Божьей.
В Новом Завете апостолы, говоря о нечистотах, подразумевают, употребление при приеме пищи продуктов, запрещенных Торой, что недопустимо для евреев. Свинина относилась к нечистой еде.
Перед первыми христианками также стояла проблема — можно ли причащаться во время месячных, решение они должны были принимать сами. Кто-то, следуя традициям, канонам, не прикасался ни к чему святому. Другие считали, что ничто не может отлучить их от Божьей любви, кроме греха.
Многие верующие девы при менструации исповедовались и причащались, не находя в словах, проповедях Иисуса запрета.
Отношение православной церкви к:
- Телегонии
- Самоубийцам
- Идентификационным номерам
Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных
С появлением нового верования не было четких концепций ни в христианстве, ни в иудействе. Апостолы отделяли себе от учений Моисея, не отрицая боговдохновения Ветхого Завета. При этом ритуальная нечистота практически не ставилась объектом обсуждения.
Святые отцы ранней церкви, такие как Мефодий Олимпийский, Ориген, Мученик Иустин к вопросу чистоты относились как к понятию греха. Нечистый, по их понятиям, значит — грешный, это относилось к женщинам, времени менструации.
Ориген относил не только менструацию, но и половой акт к нечистотам. Он игнорировал слова Иисуса о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело. (Мат.19:5). Его стоицизм, аскетизм не нашли подтверждения в Новом Завете.
Антиохское учение третьего столетия поставило учения левитов под запрет. Дидаскалия, наоборот, обличает христианок, которые на время менструации оставили Святого Духа, отделяя тело от церковных служений. Основанием для своего увещевания отцы церкви того времени считают все ту же кровоточивую больную.
Клементий Римский дал ответ на проблему — можно ли ходить в церковь при месячных, утверждая, если человек, перестающий посещать Литургию или причащаться, оставил Духа Святого.Христианка, не переступавшая порог храма при менструации, не касающаяся Библии, может умереть без Духа Святого, и как быть тогда? Святой Клементий в «Апостольских постановлениях» утверждал, что ни рождение ребенка, ни критические дни, ни поллюции не оскверняют человека, не могут его отлучить от Духа Святого.
Важно! Клементий Римский осуждал христианок за пустые речи, но роды, кровотечения, пороки телесные считал естественными вещами. Запреты он называл изобретением глупых людей.
Святой Григорий Двоеслов также стоял на стороне женщин, утверждая, что естественные, Богом сотворенные процессы в человеческом теле, не могут стать причиной запрета посещать церковные службы, исповедоваться, причащаться.
Далее вопрос о женской нечистоте во время менструации поднимался на Гангрском Соборе. Священники, собравшиеся в 341 году, осудили евстафиан, которые считали не только менструацию нечистотой, но и половой акт, запрещая священникам вступать в брак.
В их ложном учении уничтожалась разница между полами, вернее, женщина приравнивалась мужчине в одежде, манере поведения.
Отцы Гангрского Собора осудили евстафианское движение, защитив женственность христианок, признав все процессы в их теле естественными, Богом созданными.
В шестом столетии на сторону верных прихожанок встал Григорий Великий, папа Римский.
Святому Августину Кентерберийскому, поднявшему вопрос о менструальных днях, нечистоте, Папа Римский написал, что вины христианок в этих днях нет, ей нельзя запрещать исповедаться, причащаться.Важно! По словам Григория Великого, похвалы достойны женщины, воздерживающиеся от Причастия по причине благоговения, принявшие же его при менструации по великой любви к Христу, не осуждаются.
Учение Григория Великого продержалось до семнадцатого века, когда христианкам снова было запрещено входить в церковь при месячных.
Русская церковь раннего периода
Русской православной церкви всегда были свойственны строгие законы, касающиеся женских критических дней, любых видов истечений. Здесь даже не ставится вопрос — можно ли ходить в церковь при месячных. Ответ однозначен и обсуждению не подлежит — нет!
Мало того, по словам Нифонта Новгородского, если начнутся роды прямо в храме и ребенок появится на свет там, то вся церковь считается оскверненной. Ее опечатывают на 3 дня, переосвящают, читая специальную молитву, которую можно найти, читая «Вопрошание Кирика».
Все присутствующие при этом в храме считались нечистыми, могли выйти из него только после очистительной молитвы Требника.
Если христианка пришла в храм «чистая», а потом у нее случилось кровотечение, она срочно должна была покинуть церковь, иначе ее ждала полугодовая епитимья.
Очистительные молитвы Требника поныне читаются при церквях сразу после рождения младенца.
Этот вопрос вызывает много споров. Проблема прикасания к «нечистой» женщине в дохристианские времена понятна. Почему и сегодня, когда ребенок рождается в священном браке и является даром Бога, его рождение делает мать, всех, к ней прикасающихся оскверненными?
Современные столкновения в Русской церкви
Только спустя 40 дней христианка допускается в храм, при условии полной «чистоты». Над нею совершается обряд воцерковления или введения.
Современное объяснение этому явлению — усталость роженицы, ей якобы надо прийти в себя. Как тогда объяснить, что тяжело больным рекомендуется чаще посещать храм, принимать причастие, очищаясь кровью Иисуса?
Служители нынешнего времени понимают, что законы Требника не всегда находят свое подтверждение в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.
Брак, деторождение и нечистоту как-то сложно связать воедино.
1997 год внес коррективы по этому вопросу. Священный Синод Антиохийский, Блаженнейший патриарх Игнатий IV вынесли решение по изменению текстов Требника в отношении святости брака и чистоты христианок, родивших ребенка в освященном церковью союзе.
Критская конференция 2000 года рекомендует при проведении воцерковления или введения молодой матери благословлять ее, а не говорить о нечистоте.
Важно! Церковь при введении матери благословляет день рождения дитя, если мать физически окрепла.
После Крита православные церкви получили настоятельные рекомендации донести до всех прихожанок, что их стремление посещать храм, исповедоваться и принимать причастие приветствуется независимо от критических дней.
Святой Иоанн Златоуст критически относился к приверженцам канонов, утверждающим, что посещение храма в критические дни недопустимо.
Дионисий Александрийский выступал за соблюдение канонов, однако, жизнь показала, что далеко не все законы соблюдаются современными церквями.Каноны не должны управлять Церковью, ибо они написаны для храмовых служений.
Вопросы о критических днях носят маску благочестия, основанного на дохристианских учениях.
Современный Патриарх Павел Сербский также не считает женщину во время критических дней нечистой духовно или грешной. Он утверждает, что во время месячных христианка может исповедоваться, причащаться.
Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.
Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».
Важно! Сам Иисус очистил женщин и мужчин Своей кровью. Христос стал Плотью всех православных. Он попрал смерть телесную, подарив людям жизнь духовную, независимую от состояния тела.
Посмотрите видео о посещении церкви во время месячных
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/poseshchenie-hrama-v-kriticheskie-dni-zhenshchine.html
Запретная анатомия: почему нас всех так пугает менструация
В Сети набирает обороты флешмоб #PadManChallenge против стигматизации менструации.
В его рамках участники выкладывают в соцсети фотографии с прокладкой в руке и призывают друзей и подруг сделать то же самое.
И, судя по реакции на флешмоб, менструация действительно до сих пор является запретной темой для многих — так, словно это что-то нездоровое или даже опасное. Давай разбираться, почему и что с этим делать.
В любом патриархальном обществе менструирующая женщина считалась «нечистой»: буддисты верили, что «нечистая» женщина не должна готовить еду и прикасаться к мужу; мусульмане запрещали переступать порог мечети, поститься, молиться и заниматься сексом с мужем; христиане так же запрещали менструирующей женщине переступать порог храма, а позже это правило смягчили, просто запретив женщине причащаться и прикладываться к иконам; иудеи считали, что менструирующая женщина не должна ни к кому прикасаться 7 дней, иначе те, до кого она дотронется, тоже станут «нечистыми».
Что же касается язычества и традиционных верований небольших племен, то там дело обстояло (и обстоит) еще хуже.
К примеру, в Непале существует традиция изоляции менструирующей женщины или девочки — ее просто отводят в специальную хижину, в которой она должна находиться до тех пор, пока не «очистится».
Женщины и девочки страдают от укусов ядовитых насекомых и змей, нападения диких животных, голода, жажды и болей, но это никого не беспокоит. Кто не выжила — та была совсем «нечистая».
При этом до изобретения контрацепции менструация была достаточно редким явлением: девочек часто выдавали замуж до начала полового созревания, а потому половозрелая женщина чаще всего была либо беременной, либо кормящей, и во всех этих состояниях она, естественно, не менструировала. Ежемесячный цикл, привычный нам, не был нормальным для женщин, которые еще до менархе были выданы замуж и не всегда доживали до климакса.Но тем не менее даже столь редкие и совершенно естественные кровотечения давали повод обвинить женщину в греховности. Менструальную кровь наделяли мистическими качествами: она смертельно опасна, она — ингредиент колдовских зелий, она — признак того, что женщина не человек, а отродье дьявола, потому что терять кровь и не умирать — ненормально.
И, что поразительно, во многих странах отношение к менструации почти не изменилось и сегодня, особенно в Индии и странах африканского континента. И, как ни странно, в России.
Культура стыда за свое естество
Общество до сих пор считает, что менструация — это что-то «грязное», что-то, что полагается скрывать и чего нужно стыдиться. Первые жертвы подобного отношения — девочки, которым часто никто не рассказывает о том, что будет происходить с их организмом. А когда менструации, наконец, начинаются и испуганной девочке кажется, что она умирает — ее стыдят, снова ничего не объясняя.
«Когда я училась в школе, жили мы тяжело. Прокладки были «Белла» — по размеру и удобству похожие на лошадиное седло. Мама никогда не говорила со мной о месячных. Просто однажды принесла пачку прокладок и спросила, умею ли я пользоваться. Я от ужаса кивнула, что умею.
После того я иногда просила пополнить запасы. Всё. Больше мы об этом не говорили. Я поняла, что это что-то очень стыдное. Поэтому когда пачкалось бельё, я стеснялась стирать его днём, чтобы никто не увидел. Мне было лет 13.
Я не придумала ничего лучше, чем прятать его под кровать, а когда никого не будет дома — перестирать. Однажды я не успела, мама делала уборку и нашла «клад». Я таких оскорблений в свою сторону никогда не слышала.
Она не спросила, что мешало мне постирать, не сделала замечание, она просто орала и оскорбляла меня перед папой и братом, демонстрируя «находку». И мне стало ещё стыднее. Я стала стирать бельё по ночам.»
При этом, если родители не в состоянии нормально объяснить девочке, что происходит с ее телом, пойти ей совершенно не к кому. Менструация стигматизирована, говорить о ней фактически запрещено.
Уроков полового воспитания в школах нет, и к тому моменту, когда школьная программа добирается до человеческой анатомии, подавляющее большинство девочек уже менструируют.
И вынуждены справляться не только с собственно физиологическими трудностями в этой связи, но и с колоссальным давлением общества. Которое не устает напоминать: месячные — это страшная гадость.
«Нам (мне и моим одноклассникам) было лет по 13, когда по классу прокатился слух, что мальчики начали обсуждать, у кого из девочек уже начались «эти дела».
И, я как сейчас помню, мы сидели в раздевалке на физкультуре, и одна девочка рыдала навзрыд, так как вроде бы про нее мальчики сказали, что у нее «уже точно начались». Она всхлипывала и говорила: «Я туда не пойду, ЧТО ОНИ ТЕПЕРЬ ОБО МНЕ ПОДУМАЮТ».У нас тогда у многих уже началась менструация, мы сидели рядом в обнимку, и нам было ужасно стыдно и страшно, потому что нам казалось, что сам факт менструации и то, что об этом узнают мальчики, — это все невыносимо стыдно, мерзко, грязно и почти так же, как «давать всем в подворотне».
Это был 1991 год. Сейчас мне уже 38, но каждый раз, когда я лезу за тампоном в сумочку, у меня в голове взрывается вот этот детский голос: «Боже, что они обо мне подумают».»
«Да вы достали со своей менструацией, круглые сутки реклама по телевизору!» — могут возразить нам. И будут совершенно не правы. Потому что в российской рекламе прокладок и тампонов ни разу не прозвучало слово «менструация» или даже «месячные».
Вместо этого используются эвфемизмы типа «эти дни», «критические дни», «особые дни». Вместо крови фигурирует некая синяя жидкость.
Нет, безусловно, ту же самую синюю жидкость льют и в детские подгузники, но только эти два вида человеческой телесности табуированы, и второе, заметим, только лишь частично.
Потому что запор в нашей рекламе называют запором, диарею — диареей и иногда даже поносом. Перхоть называют перхотью и показывают, как и грибок ногтей. Насморк, кашель, прыщи — все это весьма неприятные физиологические явления, но никто не стесняется о них говорить. И только слово «менструация» негласно запрещено использовать. «Периодические женские боли», да-да.
При этом о мужской телесности общество говорит открыто и с удовольствием. Простатит не называют «воспалением особой железы» или «возрастными мужскими проблемами».
Импотенцию, конечно, непременно назовут «потерей мужской силы», но не вместо медицинского термина, а вместе с ним: «Эректильная дисфункция? Верни себе мужскую силу!» Все нормально, это никого не смущает, хотя, казалось бы, сколько ассоциаций, сколько злых шуток можно породить только о том, где конкретно расположена предстательная железа! Но нет, это не вызывает ни у кого неуместных ассоциаций или брезгливости. Грязное — только женское. Только это самое, ну как его там. Когда гости на красном мерседесе приезжают.
Избирательная брезгливость
Что характерно, стигматизация самой менструации совершенно никому не мешает упоминать эту тему, когда требуется унизить или оскорбить женщину.
Предменструальный синдром, который якобы делает женщину неадекватной, — постоянный повод для шуток.
Поведение женщины, которое кого-то не устраивает, — тоже повод упомянуть ПМС и тем самым закрыть вопрос: что, мол, с нее взять, она просто гормональная истеричка.
«Ну давайте теперь сядем и на площади нагадим!»
Когда женщины пытаются открыто говорить о менструации как о явлении нормальном (каким оно, собственно, и является), общество просит оградить его от этой «мерзости». Сравнение менструации с дефекацией — пожалуй, самое популярное.
Мол, опорожнять кишечник — тоже совершенно естественно и нормально, все это делают каждый день, но не обсуждают в обществе. «Давайте теперь еще гадить у всех на виду!» — аргумент, который всегда всплывает в подобных дискуссиях, причем едва ли не первым.
Страх «протечь» постоянно преследует женщин, это так же страшно, как публично испражниться в штаны.
«В моей семье папа очень негативно относился к тому, что в ванной сохнет моё бельё. Вечно отчитывал меня, что, видите ли, вся семья должна созерцать мои трусы — а что если увидит дедушка, а если увидит младший брат? (У меня, к слову, были очень пуританские детские трусы-слипы со снупи или там котятками).
Господи, да что там сохнущее бельё — возвращаешься домой, переодеваешься в ванной и потом в комнату идёшь по коридору со своей одеждой и лифчик в ней прячешь, чтобы, не дай бог, никто не увидел, что я его ношу, чтобы даже шлеечка из-под вороха одежды не торчала. Помню, как трусы феном сушила.Сам папа испытывал стыд лишь за меня, он не переодевался в ванной, иногда позволял себе ходить по квартире в трусах или с голым торсом.Мама про месячные рассказывала, это не оказалось сюрпризом. Помню, как один раз на выходные дома заметила, что протекла.
Я спряталась в зале за креслом и сидела плакала там полтора часа, пока меня не нашла мама — я не могла пойти в комнату с кровавыми пятнами на заднице, там же папа, там же брат, стыдобища какая!»
Но, что характерно, его же используют, когда заходит речь о публичном кормлении грудью. Очевидно, что между этими процессами нет ничего общего, кроме, пожалуй, того, что оба действительно естественны.
Но логика в подобной аргументации и не нужна: стигматизация женской телесности позволяет сравнивать любое проявление этой самой телесности с максимально неприятным физиологическим процессом.
И грудное молоко, и менструальную кровь сравнивают с фекалиями не потому, что в них есть что-то общее, а потому, что любые физиологические процессы в организме женщины по умолчанию считаются «грязными». И это порой приводит к катастрофическим последствиям.
Девочка, которой вовремя не рассказали о менструации, девушка, которую приучили стыдиться менструации, вырастает в женщину, которая порой не имеет понятия, как функционирует ее репродуктивная система и все ли с ней в порядке.
Женщины порой просто не в курсе, каким должен быть нормальный менструальный цикл — тема табуирована, обсудить ее сложно и порой невозможно.
Женские форумы в этом вопросе совершенно не помогают — отыскать крупицы правды во множестве мифов, которые там транслируются, довольно сложно. Остается одно — обращаться к врачу.Но для того, чтобы к нему обратиться, сперва нужно понять, что с тобой что-то не в порядке, это во-первых. А во-вторых, врачи тоже люди и живут в том же самом обществе, что и все мы. И отношение общества к менструации влияет не только на их убеждения, но и на профессиональную деятельность.
«У меня дважды был послеродовой эндометрит — матка не сокращалась, в ней скапливались сгустки крови, загнивали, температура и реанимация.
В 2003 году я про такое не слышала, после роддома два дня побыла дома, вроде побаливал живот, а потом — бац! И я сижу на диване, сверху клеенка, на ней детское одеяло, насквозь мокрое от крови. В руках недельный малыш. Мне 19. Я рыдаю в ужасе.
Вопрос только один в голове: что будет с ребенком, когда я умру? И вот приезжает скорая, и врач мне начинает выговаривать за то, что столько крови и она пахнет (а она, извините за подробность, пахнет потому, что внутри сгнила).»
Согласно сетевому дискурсу, самый популярный врачебный ответ на жалобы пациентки о ненормальных менструациях — «Родишь — пройдет!». На самом деле, разумеется, ничего не пройдет, роды — это не лекарство, и любую дисфункцию репродуктивной системы они не излечат, а, напротив, усугубят. Но вместо того, чтобы разбираться в проблемах пациентки, ей просто рекомендуют родить.
Источник: https://www.cosmo.ru/lifestyle/society/zapretnaya-anatomiya-pochemu-nas-vseh-tak-pugaet-menstruaciya/
Можно ли в церковь с месячными — разрешено ли ходить
Практически каждая женщина знает о том, что в период менструации нельзя приходить в священное место – это строгое правило передается из поколения в поколение, из уст в уста. Одни строго соблюдает этот запрет, другие же негодуют и высказывают свои возмущения, размышляют, почему сложился такой церковный закон.
Третьи же, не беря это во внимание, посещают храм независимо от состояния своего организма. Так допустимо ли посещение священного места в период менструальных выделений? Откуда пошло это правило и почему? В этом мы и постараемся разобраться.
Можно ли с месячными ходить в церковь, Ветхий Завет
Менструация – это естественное состояние здоровой женщины, которое подчеркивает то, что она способна подарить этому миру ребенка. Почему тогда задаются вопросом «Можно ли идти в храм в период месячных?»?
В Ветхом Завете особое место занимает понятие чистоты при вхождении перед Господом.
В качестве нечистот рассматривались различные виды болезней (проказа, чесотка, язва); разнообразные истечения у людей как женского, так и мужского пола; касания мертвого тела.
Мужчина и его жена созданы Богом с совершенной красотой и отменным здоровьем. Смерть человека свидетельствует о грехе. Господь – это Жизнь, и есть запрет на прикосновения к Нему всего нечистого.
Ветхий Завет это подтверждает. В книге Левит в пятнадцатой главе говорится о том, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».
Среди различных взглядов на этот вопрос можно встретить мнение, что менструация была дана в качестве наказания за большой человеческий грех, который совершили Адам и Ева. В то же время служители церкви ставят за цель ограждение храма и прихожан от различных вещей, напоминающих о том, что человек может быть греховным и является смертным.
Еще одно мнение по этому вопросу заключается в том, что менструальные выделения появляются вследствие того, что тело избавляется от омертвевшей яйцеклетки, так сказать от зародыша, который не созрел. Это является двойным признаком смерти. В то же время в церкви не допускается присутствие смертоносных объектов.Помимо этого, есть и совсем противоположные взгляды: некоторые считают, что женщина была наказана тяжелым процессом родов, а сами менструальные выделения являются не чем иным, как способностью подарить этому миру еще одного человека.
К сведению, при менструальных кровотечениях был запрет не только на посещение церкви, но и на общение в обычной жизни, также было запрещено прикасаться любому человеку к «нечистой» женщине. То же относилось и к мужу – под запретом были различные действия сексуального характера.
После того, как женщина родит, начинается кровотечение – период очищения длительностью в сорок дней.
Языческие жрицы были отречены от ритуалов – это объяснялось их немощью. Как тогда считалось, кровотечение отнимает магическую силу.
Со временем христианство внесло свои коррективы по этому поводу.
Таким образом, в Ветхом Завете нельзя найти однозначный ответ, почему нельзя в церковь во время месячных.
Что говорит Новый Завет о похода в церковь с месячными
Слова апостола Павла, которые содержатся в Новом Завете, заверяют нас в том, что все, что создано Богом, прекрасно. Те процессы, которыми наделен человеческий организм, вполне естественны. Менструация является важным признаком здорового организма женщины.
Она играет значимую роль, что влияет на бессмысленность запрета посещения в этот период церкви. Сторонником этого был и Святой Георгий Двоеслов. По его утверждению, женщина с ее процессами – это воплощение природного замысла, поэтому нет смысла запрещать ей ходить в храм в период менструальных выделений.
Главным всегда было и есть душа, духовное состояние.
Менструация уже не относится к нечистотам, она признается процессом, который создал Господь. В свою же очередь, Новый Завет в качестве нечистот называет употребление во время приема пищи продуктов, которые запрещены Торой, что является недопустимым для еврейского народа. К нечистой еде также относится свинина.
Еще один вопрос, с которым столкнулись первые христианки – допустимость причастия в период менструальных выделений. Их поведение зависело от их выбора. Одни, принимая во внимание традиции и каноны, не касались ничего святого, другие же придерживались мнения, что только грех сможет отлучить их от любви Господа.Также в Новом Завете можно встретить историю о том, как женщина в период менструальных кровотечений прикоснулась к Божьей одежде и оказалась исцелена. Но Господь не стал ее отвергать, а с принятием сказал, что все, что сотворила природа, было дано Богом, а, значит, является естественным.
Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных
Когда появилось новое верование, этот период характеризовался отсутствием четких концепций как в христианстве, так и иудействе. Апостолы уже не обсуждали вопрос ритуальной нечистоты. Некоторые из них (Мефодий Олимпийский, Ориген, Мученик Иустин) продолжали веровать в то, что нечистота – это грех. Это касалось и женщин в период менструального кровотечения.
Ориген высказывал свое мнение о нечистоте не только менструальных выделений, но и плотских утех. Им были проигнорированы слова Господа о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело (Мат.19:5). Однако его верования не были подтверждены Новым Заветом.
Святой Климентий в его «Апостольских постановлениях» выступал за то, что менструация не должна влиять ни на что. Рождение ребенка, кровянистые выделения и телесные пороки он признавал за абсолютно естественные вещи. По его мнению, различные запреты были придуманы глупыми людьми.
Святой Григоргий Двоеслов тоже поддерживал эту позицию.
Позже данная тема стала предметом обсуждения на Гангрском Соборе. Как результат, все процессы, которые протекают в организме женщин, были признаны естественными.
В шестом веке к этой позиции присоединился и Григорий Великий, папа Римский.
В своем письме к святому Августину Кентерберийскому, которым была поднята тема о менструации, он обозначил, что эти процессы проходят не по вине женщин, поэтому христианки имеют право на совершение различных церковных обрядов.
Это учение было актуальным вплоть до семнадцатого века, пока на смену ему вновь не пришел запрет на посещение храма в дни менструальных кровотечений.
Русская церковь раннего периода — что думает о посещении церкви с месячными
Русская православная церковь довольно часто выдвигала строгие правила, которые имели отношение к менструации у женщин или выделениям другого рода. Вопрос о том, можно ли ходить в дни кровотечений в храм, даже не подымался. На это был безапелляционный отрицательный ответ.
Кроме того, как подчеркивал Нифонт Новгородский, церковь принимала статус «оскверненной» в случае, если ребенок начнет рождаться в храме. В этом случае церковь подлежит опечатыванию на три дня, переосвящению и прочтению специальной молитвы, которую можно найти, читая «Вопрошание Кирика».
Люди же, которые в этот момент присутствовали в храме и наблюдали этот процесс, становились нечистыми. Для того, чтобы снять с себя этот статус, необходимо было пройти очищение с помощью молитвы Требника.
В случае, если женщина входила в церковь без менструации, а они начались у нее во время присутствия в священном месте, ей следовало как можно скорее уйти оттуда. Если же она не покинула храм, то ее ожидала полугодовая епитимья.В нынешнее время очистительные молитвы Требника также можно услышать в храмах в знак того, что появился на свет ребенок.
С месячными в церковь – современное мнение священнослужителей
Только по истечении сорока дней женщина может посещать святое место, если она при этом является полностью «чистой». Она подлежит ритуалу воцерковления или введения.
Это объясняется тем, что женщина, которая родила, устала и ей необходимо отдохнуть, прийти в себя. В чем же тогда причина того, что тяжело больным рекомендованы частые посещения церкви, принятия причастия и очищение Божьей кровью?
Современные церковнослужители уразумевают, что те положения, которые закреплены в Требнике, не полностью отвечают тем, что имеют место быть в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.
Заключение брака, рождение детей и нечистоту достаточно трудно связать вместе.
В 1997 году были внесены изменения по данной тематике. Было решено изменить тексты Требника в тех частях, что имели отношение к святости брака и чистоты верующих женщин, которые родили младенца в союзе, что был освещен церковью.
В тоже время Критская конференция, которая была проведена в 2000 году, рекомендовала при обрядах воцерковления или введения молодой матери благословлять ее, а не говорить о нечистоте.
После этого события в храмы были направлены настоятельные рекомендации о том, чтобы они донесли всем прихожанкам, что они имеют право приходить в храм, быть участницами обрядов исповедования и принятия причастия в любой период своей жизни, даже в период менструальных кровотечений.
Святой Иоанн Златоуст раскритиковал приверженцев канонов, которые утверждали недопустимость нахождения в святом месте в период менструальных выделений.
В то же время Дионисий Александрийский придерживался той позиции, то каноны необходимо соблюдать. Но, тем не менее, время показало, что современные церкви также отступают от многих законов.
Церковь не подлежит управлению канонами, поскольку они написаны для храмовых служений.
Проблематика менструальных кровотечений скрывается за маской благочестия, которое основано на дохристианских учениях.
Современный Патриарх Павел Сербский тоже высказал свое мнение по этому поводу – он против того, чтобы наделять женщину в период менструации статусом «нечистая» или «грешная». На его взгляд, эти процессы организма не лишают христианку возможности проходить обряды исповедования или причащения.
Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».
Если брать во внимание все вышесказанное, то сложно найти однозначный ответ, допустимо ли женщине приходить в церковь в период менструальных выделений. Ответа на этот вопрос нет и в Библии. Решить, что же делать в этот период, поможет священный отец, который придерживается той или другой позиции.
Некоторые служители церкви допускают возможность женщине с менструальными кровотечениями посещать церковь, но ставят запрет на ее прикосновения к иконам и на то, чтобы они ставили свечи. Допустимо только помолиться, а затем нужно покинуть храм.
Также возникают ситуации, когда на первое место выступает желание помочь человеку – к примеру, если женщина, которая тяжело болеет и у нее в это время наблюдается кровотечения, чувствует, что она скоро покинет этот мир и хочет пройти обряд исповедования и причащения. При таком положении вещей священнослужитель позволяет женщине посетить церковь, несмотря на то, что она «нечистая».
Можно ли в церковь с месячными — разрешено ли ходить was last modified: 23 апреля, 2019 by Bogolub Читайте далее:
- Как правильно ставить свечи в церкви — куда, что говорить… В церкви также можно ставить свечи и за здравие. Как это сделать? Войдя в храм, каждый посетитель сразу видит … Просьба передать свечку тоже неуместна. Во время службы бывают такие моменты, когда запрещено ходить и возжигать свечи. Если незнаком порядок богослужения, то лучше подождать его…
- Как правильно исповедаться в церкви Многие христиане не знают как правильно исповедоваться в церкви и что стоит говорить … Во время индивидуальной исповеди не нужно забывать и о тех грехах … Исповедаться можно во время любого Богослужения, а вот ко второму таинству нужно подготавливаться намного серьезнее, так как правильно…
- Поминки на 9 дней после смерти — правила проведения Первые поминки, которые проводятся после захоронения человека, являются именно на девятый день после смерти. Именно в этот период со дня смерти душа усопшего, в сопровождении ангелов, ходит по раю и видит все блага и радости святых отцов. После чего именно на 9-тый день ангелы возносят душу к престолу…
- Как правильно причаститься и исповедаться в церкви Во время Тайной вечери Христос впервые причастил своих учеников, предложим им хлеб и вино. … Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки … Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться. После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром…
- Правила поведения в церкви — как правильно вести себя… К тому же в церковь часто ходят люди со слабым здоровьем, дети — у … Раньше мужчины и женщины стояли во время службы отдельно, сейчас такого правила нет. … Находясь в церкви, можно беседовать со священником о приходских делах. Если дело серьезное, вас могут пригласить в кабинет. Духовные же…
Источник: https://bogolub.info/xodit-v-cerkov-s-mesyachnymi/
Что такое менструальный феминизм и почему он важен
21-летняя жительница Непала задохнулась в специальной «менструальной хижине» после того, как зажгла там огонь, чтобы согреться. Подобные проблемы характерны не только для стран третьего мира. Табуирование менструации происходит повсеместно и нередко приводит к катастрофическим последствиям
Pixhere
Тело погибшей Парвати Богати нашла ее свекровь. В полиции рассказали, что женщина отравилась угарным газом: она закрыла дверь хижины, в которой не было окон, и разожгла огонь на полу, чтобы согреться.
Это не первая подобная трагедия, случившаяся с начала 2019 года: в середине января 35-летняя Амба Бохара и двое ее сыновей скончались в коровнике по той же причине. До гибели семья провела в изоляции четыре дня.
Многовековая традиция чхаупади, практикуемая в Непале, уходит своими корнями в индуистские табу. На время менструаций женщин изолируют, запрещают им трогать некоторые продукты, религиозные идолы и других людей. Считается, что контакт с «нечистой женщиной» приносит несчастья.
При этом чхаупади в Непале официально объявили вне закона еще в 2005 году. С 2018 года за принуждение женщины ее соблюдать виновного штрафуют на три тысячи непальских рупий (менее двух тысяч рублей) и заключают в тюрьму на три месяца.
Однако, несмотря на запрет, этот обычай все еще поддерживается в бедных западных регионах страны, поэтому список жертв постоянно пополняется, а многие женщины продолжают находиться во время менструаций в антисанитарных и непригодных для жизни условиях.
Женские проблемы, оставшиеся без решения
В ООН сообщают, что соблюдение чхаупади провоцирует диарею, пневмонию и респираторные заболевания, повышает риск сексуального насилия и нападений диких животных, увеличивает уровень материнской и младенческой смертности.
Но не только в Непале женщины страдают от дискриминации из-за менструации.
По данным доклада ЮНИСЕФ и ВОЗ за 2015 год, по крайней мере у 500 миллионов девочек и женщин нет минимальных условий, необходимых для поддержания гигиены и комфорта в период менструации.
В странах третьего мира существует негласный запрет заявлять о женских проблемах, связанных с менструацией, поэтому они не получают решения.
Согласно результатам исследований Nielsen и Plan India, в сельских районах Индии каждая пятая девочка бросает школу после начала месячных, а из 355 миллионов менструирующих девушек и женщин в стране только 12 процентов имеют возможность использовать тампоны или прокладки. В той же Индии около 70 процентов смертей, связанных с заболеваниями женской репродуктивной системы, происходят из-за отсутствия доступа к средствам гигиены во время менструации.
В странах Африки к югу от Сахары каждая десятая девочка вынуждена пропускать школу во время регул.
С такими же проблемами, но в меньших масштабах сталкиваются и благополучные западные страны. В 2017 году СМИ сообщали, что школьницы в британском Лидсе регулярно пропускают учебу, поскольку не могут позволить себе средства гигиены.
Девочки предпочитали оставаться дома: они стыдились прийти в школу, потому что им приходилось использовать вместо прокладок носки, набитые салфетками, порванные футболки или газеты, как это до сих пор принято в бедных слоях общества.
В этих семьях гигиенические средства для менструаций — непозволительная роскошь.
Предрассудки и запреты
Тема менструаций остается табуированной. Месячные продолжают ассоциироваться у людей с чем-то грязным и неприятным или, в лучшем случае, ПМС становится поводом для шуток. В западной прессе даже появился термин period-shaming, отражающий отношение окружающих к менструации как к чему-то стыдному и неприличному.
Многие предрассудки относительно менструаций связаны с религией. И это касается не только традиции чхаупади и индуизма.
В православии женщина не имеет права «приступать к святая святых доколе не очистится», то есть посещать церковь и молиться во время месячных можно, но причащаться и креститься, согласно каноническим церковным правилам, нельзя.В исламе женщине в состоянии хайда (месячные) или нифаса (послеродовое кровотечение) запрещается совершать намаз. У иудеев в ветхозаветной книге Левит (15:33) написано: «Когда у женщины бывает обычное кровотечение, она нечиста семь дней, и всякий, кто коснется ее, станет нечист до вечера».
Права человека и «налог на тампоны»
Несмотря на то что отсутствие доступа к чистым ванным комнатам и средствам интимной гигиены сейчас признано нарушением прав человека, наравне с нехваткой питьевой воды и гендерным неравенством, по-прежнему даже в развитых странах на уровне экономики наблюдается перекос.
Так, до сих пор тампоны и прокладки в США облагаются повышенным налогом на добавленную стоимость почти в 40 штатах, так как не считаются средством первой необходимости, но при этом на подгузники для взрослых и «Виагру» налога нет вовсе.
В России, кстати, ситуация намного лучше: гигиенические средства включены в специальный список медицинских товаров, которые облагаются налогом в 10 процентов, при основной ставке НДС по стране в 20 процентов.
В Австралии в прошлом году вообще отменили «налог на тампоны», а во Франции его понизили с 20 процентов до 5,5.
Менструальный феминизм
Американская феминистка и журналистка Глория Стайнем в 1978 году написала эссе, в котором попыталась ответить на вопрос: «Что же произойдет, если внезапно, магическим образом, у мужчин будут менструации, а у женщин — нет?» И пишет: «Ответ ясен: менструация сразу же станет поводом, достойным зависти, и великим признаком настоящей мужественности. Мужчины будут сравнивать и спорить, у кого длиннее и сильнее критические дни. Мальчики будут праздновать начало месячных и хвастаться ими. Разумеется, в культуре будут существовать религиозные обряды специально для этого случая».
Сегодня феминистки устраивают акции и запускают кампании, пытаясь объяснить всему миру, что месячные — это нормально.
19-летняя студентка из Лондона Амика Джордж с 2017 года в рамках организованной ей кампании #FreePeriod призывает правительство бесплатно предоставлять средства интимной гигиены детям из малообеспеченных семей.
«Будучи школьницей, я пришла в ужас, когда узнала, что естественная биологическая функция лишает девочек права на равное образование и ставит под угрозу их академические достижения.
Бездействие правительства побудило меня начать кампанию», — рассказывает девушка.
26-летняя барабанщица и активистка Киран Ганди пробежала лондонский марафон без тампона и прокладки, не стесняясь красного пятна на своих леггинсах, чтобы показать, что женщинам не стоит стыдиться своих месячных. Девушка считает, что кровь не должна быть помехой тому, чтобы заниматься спортом и другими обыденными делами. Кстати, Ганди заняла второе место.Kiran Gandhi ran the London Marathon with no tampon to raise awareness for women who have none. Do you support her? pic..com/DLte7O7j3h
— SPIN 1038 (@spin1038) 10 августа 2015 г.
В 2017 году компания Essity, которая владеет брендом Libresse, выпустила в Великобритании рекламу прокладок Blood normal, где синюю жидкость заменили на красную, не избегая ассоциаций с менструальной кровью. В 2018 году ролику присудили гран-при Glass Lions: The Lion For Change на международном фестивале рекламы «Каннские львы» во Франции.
Канадская поэтесса индийского происхождения Рупи Каур выложила в инстаграм фото, на котором она лежит в постели с кровавым пятном на спортивных штанах, в знак протеста против политики соцсети.
Незадолго до этого модераторы удалили фотографию обнаженной девушки, на бедрах которой была менструальная кровь, из-за того, что это противоречило требованиям инстаграма.
Поэтому Каур сделала и выложила этот кадр, на котором она полностью одета, что не нарушает правила.
20-летняя студентка Аруши Дуа из Индии написала письмо Марку Цукербергу, в котором попросила его добавить в фейсбуке кнопку On my period («У меня менструация»). Девушка выразила надежду, что это может помочь сделать эту тему менее запретной. «Фейсбук как социальная платформа очень влиятелен и может внести большой вклад в продвижение положительного отношения к менструации», — написала она.
Арина Кочемарова
Источник: https://snob.ru/entry/171992/