Можно ли заходить в мечеть если у женщины месячные

Содержание

Менструация и кровотечение (хайд и истихада)

Можно ли заходить в мечеть если у женщины месячные

Хайд — менструация[1], регулы[2]. Это естественное явление, которое происходит в здоровом половозрелом женском организме регулярно, ежемесячно. Оно не связано с каким-либо заболеванием, с беременностью или послеродовым периодом[3].

Истихада — кровотечение[4] у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду[5].

В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, которое необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

Отличия хайда (то есть обычные регулы) от истихады

1. Между двумя менструациями должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода[6].

2. Для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов — трое суток; по мнению богословов-шафиитов — одни сутки.

3. У хайда имеется максимальный срок — десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

Истихада

То, что не укладывается в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой.

Например — кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток.

Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток — это так же истихада[7].

Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных[8].

Каждая религиозно практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?

Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем.

То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв.

Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур).

Если состояние ритуальной чистоты постоянно нарушается по причине тех или иных, не зависящих от человека выделений[9], которые в обычном состоянии являются причиной нарушения ритуальной чистоты, то данный человек становится «оправдываемым» (ма‘зур), то есть имеет определенные облегчения.

Из-за некоторых разногласий богословов в практическом применении данного положения считаю, что будет проще дать описание двух основных мнений раздельно.

Позиция ученых-ханафитов состоит в следующем.

Человек становится «оправдываемым» с того момента, когда причина постоянного нарушения омовения присутствует на всем протяжении времени одной обязательной молитвы[10], например с начала времени полуденной (Зухр) и до наступления времени послеполуденной (‘Аср).

В последующем этот человек остается в положении «оправдываемого» до тех пор, пока в течение времени одной молитвы у него происходит данное выделение хотя бы единожды.

Как только продолжительность отсутствия станет равной промежутку времени от начала одной обязательной молитвы до другой (в соответствии с местным расписанием)[11], этот человек становится обычным в совершении омовения и молитвы.

Если выделения опять начнутся, то «оправдываемым» он станет только тогда, когда фактически, а лучше — предположительно (чтобы в ожидании окончания времени не пропустить молитву) у него будет это продолжаться на протяжении всего периода очередной обязательной молитвы.

В чем состоит каноническое послабление? В том, что этот человек может ограничиться одним омовением на все время очередной обязательной молитвы[12].

То есть ему не нужно совершать омовение для каждой обязательной или дополнительной молитвы[13], а также нет никакой необходимости обновлять омовение, когда произошло выделение прямо во время совершения намаза.

Во временном отрезке одной обязательной молитвы он совершает одно[14] омовение и может молиться с ним до тех пор, пока временной промежуток молитвы не закончится[15]. Совершенное ма‘зуром омовение нарушается с завершением времени обязательной молитвы[16].

Богословы-шафииты считают по-другому.

Они акцентируют внимание на непрерывности совершения приготовлений к молитве и самой молитвы. Молитва-намаз должна совершаться сразу, непосредственно после омовения[17]. Допустимыми могут быть только те задержки, которые связаны с приготовлением к молитве или совершением ее.

Например, если человеку необходимо одеться, прослушать читающийся азан и икамат, подождать человека, сообща с которым можно было бы совершить молитву, или дойти до мечети, в которой он собирается молиться, то это не аннулирует действительность совершенного омовения, даже если за этот период были выделения.

Однако же если в промежутке между совершением омовения и началом молитвы мусульманин решил поесть, выпить воды или поразговаривать на отвлеченные темы, то подобными действиями омовение аннулируется.

Ма‘зур, считают ученые-шафииты, с одним омовением может совершить только одну обязательную молитву (фард) и неограниченное число дополнительных (нафиля). Погребальную молитву (джаназа) они относят к числу дополнительных[18].

Если у человека постоянно нарушается полное омовение, то практические рекомендации идентичны.

Исламские ученые единодушны в том, что имеющий упомянутые послабления (ма‘зур) должен по возможности использовать все, что минимизировало бы данные выделения (прокладки, повязки и т. п.).

Если совершение молитвы в сидячем положении способствует, к примеру, уменьшению кровотечения или выделений, то больной должен совершать молитвы сидя.

Необходимость сохранения одежды в чистоте определяется возможностями оправдываемого (ма‘зура).

Ответы на вопросы о регулах и кровотечении

1. Если менструация длится только пять дней, то можно ли делать намаз на шестой день? Некоторые говорят, что можно только через семь дней.

2. Как совершить омовение после полового акта? Обязательно полное омовение или можно мокрой рукой протереть голову и искупаться? Р.

1. Как только менструальный цикл заканчивается, вы продолжаете совершать молитвы-намазы в обычном режиме. У каждой женщины своя продолжительность менструации.

2. Если есть трудности с мытьем волос, то женщина может ограничиться следующими действиями: (1) омыть все тело один раз, касательно волос — достаточно полить воды на голову до проникновения ее к корням, а затем провести между волосами мокрой рукой, (2) прополоскать рот, (3) промыть нос[19].

Можно ли молиться при кровяных выделениях? У меня неделями кровяные выделения. Джамиля.

Если неделями, то это истихада, стоит обратиться к врачу-гинекологу, а молитву-намаз совершайте как ма‘зур (оправдываемый), когда выделения выходят за границы обычных для вас месячных.

Можно ли находиться в мечети во время менструации? Дания.

Можно ли читать Коран во время месячных? Например, на уроке чтения Корана или при ежедневном заучивании нескольких аятов?

1. При использовании женщинами современных средств гигиены им разрешается посещать мечети в критические дни, если на то есть необходимость.

2. Женщинам во время менструации или в послеродовом периоде запрещается то, что запрещено не совершившим малого омовения, а именно: совершение молитвы (намаз), обхождение Каабы (таваф), прикосновение к Священному Корану (на арабском языке).

Однако чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется в следующих случаях: когда аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. По этому поводу есть заключения современных богословских комиссий[20].

Правда ли, что во время критических дней нельзя мыться? Я часто это слышу и не знаю, так ли это.

Канонических запретов по этому поводу нет. С медицинской точки зрения во время месячных нельзя мыться в стоячей воде, так как есть вероятность попадания в организм опасных микробов.

Но принятие душа во время менструации, наоборот, приветствуется, так как первостепенным является поддержание чистоты тела и использование благовоний, эфирных масел и ароматизирующих веществ.

Как указывается в хадисах, чистота — это половина веры[21], то есть вера человека проявляется в том числе через его чистоплотность.

Можно ли во время критических дней стричь ногти? Слышала, что это нежелательно. А если пострижешь, то нужно сохранить их и помыть остриженные ногти во время полного омовения. Правильно ли это? Асем.

Это из категории канонических домыслов, которые не имеют соответствующего богословского обоснования и усложняют людям жизнь.

Для меня это очень важно, потому что касается моих отношений с супругом. Суть вот в чем: может ли жена прикасаться к своему супругу во время менструации (просто прикасаться, поцеловать его, обнять и т. п., конечно, я не говорю о близости), не испорчу ли я ему своим прикосновением омовение (вуду’)?

Нет никакой связи между наличием или отсутствием у супруги менструации и нарушением у мужа состояния ритуальной чистоты.

Вопрос этот может рассматриваться лишь относительно вообще прикосновения женщины к мужчине — нарушает ли это прикосновение состояние ритуальной чистоты или нет.

Из-за отсутствия однозначного ответа на данный вопрос в Сунне Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), мнения ученых прямо противоположны: богословы-шафииты считают, что нарушается (вуду’), богословы-ханафиты — не нарушается.

Одна женщина заставляет свою невестку надевать резиновые перчатки во время приготовления пищи, когда у нее проходит менструация. Как быть?

Считается ли харамом (запретным) пища, приготовленная женщиной во время менструации? Мадина.

Категорически нет, не считается! Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах. Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно показывающие, что женщина во время месячных никак не становится «грязной» и «нечистой».

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Божьего в период месячных»[22].

Там же приводятся слова сподвижника Пророка, ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, ухаживать [готовить, стирать, убирать] за мужем в период месячных? Можно ли прикасаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет [то есть такова природа женского организма, а выдумывать ограничения для представительниц слабого пола из-за этого физиологического процесса — абсолютное невежество]. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что [как и обычно] причесывала Пророка, когда у нее были критические дни»[23]. Важно подчеркнуть, что это происходило в те времена, когда не было сегодняшних средств гигиены и чистоты во всем их разнообразии форм.

Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота (ат-тахара) женщины никак не нарушается в период месячных[24]. Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

Кровотечение влияет на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому, а также ради облегчения, во время менструации женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

Предположения о причинах появления такого новшества, что женщине нельзя готовить в период месячных, имеются. Во-первых, возможно это следствие невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, — это может быть результатом влияния библейской ветхозаветной традиции.

Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего. И всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто…» (Лев.

15:19–20. См. также Лев. 15:25–28).

Данное библейское положение не утвердилось в наследии последнего Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.

Кстати, у арабов также местами встречается такой, ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Эта домысел-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связана с религиозными канонами»[25].

Как определить конец хайда? В одних источниках пишут, что надо дождаться начала белых выделений, в других говорят, что завершение выделений означает конец хайда. Когда брать гусль (полное омовение), если у женщины прекратились выделения, а до достижения белизны проходит еще 3–4 дня (возможно, связано с болезнью, но все мы не абсолютно здоровы).

Полное омовение (гусль) необходимо совершить после того, как прекратятся кровянистые, окрашенные выделения и останутся только прозрачные, белые выделения в обычные для данной женщины сроки[26].

Источник: https://umma.ru/menstruatsiya-i-krovotechenie-hajd-i-istihada/

Можно ли женщине во время месячных заходить в мечеть и прикасаться к Корану

Можно ли заходить в мечеть если у женщины месячные
Обращение, зарегистрированное под номером 328 от 2005 года, содержит вопрос: «Можно ли женщинам во время месячных заходить в мечети для посещения религиозных уроков, заучивания Корана или проверки заученного с учителем.

Можно ли заучивать Коран в этот период и брать его в руки через какую-либо прокладку?»

حكم دخول المرأة الحائض مصلى النساء في المساجد المختلفة للاستماع لدرس العلم أو حفظ القرآن وتسميعه وحفظ الآيات القرآنية أثناء هذه الفترة ومس المصحف بحائل في نفس الفترة.

الجواب : فضيلة الأستاذ الدكتور علي جمعة محمد

لا يجوز للحائض دخول مصلى النساء في المساجد إلا عابرة سبيل حتى ولو كان دخولها لاستماع دروس العلم أو حفظ القرآن؛ لقوله تعالى: {وَلَا جُنُبًا إِلَّا عَابِرِي سَبِيلٍ حَتَّى تَغْتَسِلُوا} النساء: 43.

والحائض أشد من الجنب من ناحية الحدث؛ لأن الجنب يستطيع إزالة جنابته بالغسل، أما الحائض فمقهورة في حدثها إلى انقطاع حيضها، وقد ورد حديث: ((لا أحل المسجد لحائض ولا جنب)) رواه أبو داود والبيهقي والبخاري في التاريخ الكبير، وهو وإن كان ضعيفا فعليه عمل الجمهور وفتاوى السلف، وأهل المذاهب الأربعة، بل إن المالكية يمنعونها من دخول المسجد ولو كانت عابرة للسبيل، وليراجع في ذلك بداية المجتهد لابن رشد المالكي الذي قال: «… وقوم أباحوا ذلك أي دخول الحائض المسجد للجميع أي للمقيم والعابر ومنهم داود أي الظاهري وأصحابه». اهـ. وكما يظهر فالمجيزون لذلك هم الظاهرية ورأيهم مرجوح بجانب رأي الجمهور ومنهم أهل المذاهب الأربعة.  وقد أجمع أصحاب المذاهب الأربعة على عدم جواز مس المصحف أثناء الحيض، وذهب الجمهور إلى عدم جواز قراءة القرآن كذلك، وفي مذهب الإمام مالك ما يفيد جواز قراءة قليل القرآن بغير مس المصحف أثناء الحيض؛ لكونها معذورة في ذلك ولطول مقامها حائضا، وحتى لا يؤدي تركها القراءة إلى نسيان القرآن.  ومما ذكر يعلم الجواب عما جاء بالسؤال.  والله سبحانه وتعالى أعلم.

Отвечает муфтий Египта, досточтимый шейхАли Джума Мухаммад:

Женщине, находящейся в менструальном периоде, нельзя заходить в молельный зал женской половины мечети, кроме как для того, чтобы пройти через него в другое помещение, даже если она пришла для слушания религиозных уроков или заучивания Корана. Всевышний Аллах сказал: «(И не приближайтесь к молитве) будучи в состоянии полового осквернения, только если вы не проходите (через мечеть)» (Св. Коран, 4:43).

Женщина в период менструации считается более оскверненной, чем мужчина в состоянии полового осквернения, потому что мужчина может очиститься от осквернения, искупавшись, а женщина не может это сделать до окончания менструации.

В хадисе сказано: «Я не разрешаю мечеть для женщины, находящейся в период менструации, и мужчине, находящемуся в состоянии полового осквернения». Этот хадис рассказан Абу Давудом, аль-Байхаки и аль-Бухари в «ат-Тарих аль-кабир».

Несмотря на то, что он слабый, на него опираются в вынесении фетв ученые всех четырех мазхабов.

Более того, маликиты не разрешают женщине во время менструации даже проходить через мечеть.

Об этом сказано у Ибн Рушда в его труде «Бидайатуль-Муджтахид»: «Некоторые ученые разрешили это [вход женщины в мечеть при месячных] всем, как проходящим [в другое помещение], так и остающимся [в молельном зале]. И один из этих ученых – Давуд, основатель захиритского мазхаба, а также его последователи».

Таким образом, те, кто разрешают это – захириты, а их мнение здесь не считается предпочтительным и правильным, по сравнению с мнением большинства, к которому относятся последователи четырех мазхабов.

Также ученые четырех мазхабов единогласны в том, что женщине в период месячных нельзя прикасаться к Корану, а большинство из них сказали, что ей также нельзя и читать Коран.

Только в мазхабе маликитов дозволяется читать Коран в небольших количествах, не дотрагиваясь до него, потому что менструальный цикл бывает долгим, и если она оставит надолго чтение Корана, она может забыть его текст.

А Аллах — Свят Он и Велик – знает лучше.

Источник: http://www.dar-alifta.org

У шейха Мухаммад Саида Рамазана аль-Бути, хIафизагьуллагь, спросили о хабашитах:

الأحباش: الذين لهم إمام في بيروت عبد الله الهرري، يقولون في مسجدهم إن الصلاة وراء الوهابي حرام، وأن الإمام إبن تيمية كافر.

Вопрос: Аль-Ахбаш: (джамаат) чьих имамом является Абдуллах аль-Харари из Бейрута говорят в своих мечетях о том, что намаз за ваххабитами является запрещенным и имам Ибн Таймийя является неверующим (кафир).

الإقتداء بالوهابي ليس محرماً وصلاة المقتدي صحيحة. ولا يجوز تكفير مسلم لا نعلم يقيناً أنه عندما مات، مات على الكفر، وليس في الناس من يعلم أن ابن تيمية عندما مات ارتد عن الإسلام ومات كافراً. والجماعة التي تسألني عنها يكفرون كثيراً من المسلمين، إنهم يكفرون متولي الشعراوي، والقرضاوي، ويكفرونني أنا أيضاً، ولعلهم المسلمون الوحيدون المدللون على الله، فيما يعتقدون

Ответ: Следовать (в намазе) за ваххабитом не является запрещенным (харам) и молитва мукътадия (стоящего позади) является действительной (сахих).

Нельзя делать такфир мусульманину, о котором нам с твердой уверенностью неизвестно как умершим на неверии. И нет среди людей тех, кто бы знал, что Ибн Таймийя при смерти стал вероотступником и умер неверующим.

Джамаат о котором вы меня спрашиваете, выносят такфир многим мусульманам. Они вынесли такфир Мутавалли аш-Ша’рави, аль-Кардави и мне также вынесли такфир. Пожалуй (хабашиты считают себя единственными) мусульманами, единобожниками «избалованными» перед Аллахом в своих убеждениях.

Источник: http://bouti.alafdal.net/t174-topic

Также его спросили:

السؤال: سمعت أن الأحباش قد كفرَّوك فهل رددت عليهم؟ (فهم يعلنون أنهم أشاعرة العقيدة وشافعيو الفقه ورفاعيو الطريقة) وكيف يردُّ عليهم أهل السنة فإنهم يثيرون الفتنة هنا وهم يرفعون شعار التكفير على المسلمين؟

Вопрос: Я слышал о том, что джамаат аль-Ахбаш (хабашиты) вывели вас из Ислама (вынесли такфир)…вы как нибудь ответили им? (Они заявляют о себе как об ашаритах в убеждениях, шафиитах в фикхе и рифаитах в тарикате). Как реагировать суннитам на этих людей, которые разжигают фитну в нашей местности и поднимают флаг такфира над мусульманами?

الجواب: إنهم لم يكفروني أنا وحدي، بل كفروا — فيما أعلم — من هم خير مني، مثل المتولي الشعراوي، وابن تيمية، والشيخ القرضاوي وكثيرين. وأنا أسأل الله تعالى أن يقيني الفتن كلها ما ظهر منها وما بطن، ولاسيما فتنة الكفر، وأن يختم حياتي بأحب الأعمال إليه حتى ألقاه وهو عني راضٍ.  المصدر: موقع الدكتور البوطي، قسم الفتاوى

Ответ: «Они вынесли такфир не только мне одному. Но также вынесли такфир – насколько я знаю – тем, кто лучше меня. Например аль-Мутвалли аш-Ша’рави, ибн Таймийя, шейх аль-Къардави и множество (других).

Что же касается меня, то я прошу Аллаха защиты от всех смут исходящих от них, будь то явные или скрытые. В особенности фитны такфира, и сделать конец моей  жизни с делами, которые является самыми любимыми для Него и встретить Его будучи в Его довольстве».

Источник: http://cb.rayaheen.net/showthread.php?tid=17290

Page 3

Источник: https://asharit7.livejournal.com/83647.html

Можно ли в церковь с месячными — разрешено ли ходить

Можно ли заходить в мечеть если у женщины месячные

Практически каждая женщина знает о том, что в период менструации нельзя приходить в священное место – это строгое правило передается из поколения в поколение, из уст в уста. Одни строго соблюдает этот запрет, другие же негодуют и высказывают свои возмущения, размышляют, почему сложился такой церковный закон.

Третьи же, не беря это во внимание, посещают храм независимо от состояния своего организма. Так допустимо ли посещение священного места в период менструальных выделений? Откуда пошло это правило и почему? В этом мы и постараемся разобраться.

Можно ли с месячными ходить в церковь, Ветхий Завет

Менструация – это естественное состояние здоровой женщины, которое подчеркивает то, что она способна подарить этому миру ребенка. Почему тогда задаются вопросом «Можно ли идти в храм в период месячных?»?

В Ветхом Завете особое место занимает понятие чистоты при вхождении перед Господом.

В качестве нечистот рассматривались различные виды болезней (проказа, чесотка, язва); разнообразные истечения у людей как женского, так и мужского пола; касания мертвого тела.

Мужчина и его жена созданы Богом с совершенной красотой и отменным здоровьем. Смерть человека свидетельствует о грехе. Господь – это Жизнь, и есть запрет на прикосновения к Нему всего нечистого.

Ветхий Завет это подтверждает. В книге Левит в пятнадцатой главе говорится о том, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».

Среди различных взглядов на этот вопрос можно встретить мнение, что менструация была дана в качестве наказания за большой человеческий грех, который совершили Адам и Ева. В то же время служители церкви ставят за цель ограждение храма и прихожан от различных вещей, напоминающих о том, что человек может быть греховным и является смертным.

Еще одно мнение по этому вопросу заключается в том, что менструальные выделения появляются вследствие того, что тело избавляется от омертвевшей яйцеклетки, так сказать от зародыша, который не созрел. Это является двойным признаком смерти. В то же время в церкви не допускается присутствие смертоносных объектов.

Помимо этого, есть и совсем противоположные взгляды: некоторые считают, что женщина была наказана тяжелым процессом родов, а сами менструальные выделения являются не чем иным, как способностью подарить этому миру еще одного человека.

К сведению, при менструальных кровотечениях был запрет не только на посещение церкви, но и на общение в обычной жизни, также было запрещено прикасаться любому человеку к «нечистой» женщине. То же относилось и к мужу – под запретом были различные действия сексуального характера.

После того, как женщина родит, начинается кровотечение – период очищения длительностью в сорок дней.

Языческие жрицы были отречены от ритуалов – это объяснялось их немощью. Как тогда считалось, кровотечение отнимает магическую силу.

Со временем христианство внесло свои коррективы по этому поводу.

Таким образом, в Ветхом Завете нельзя найти однозначный ответ, почему нельзя в церковь во время месячных.

Что говорит Новый Завет о похода в церковь с месячными

Слова апостола Павла, которые содержатся в Новом Завете, заверяют нас в том, что все, что создано Богом, прекрасно. Те процессы, которыми наделен человеческий организм, вполне естественны. Менструация является важным признаком здорового организма женщины.

Она играет значимую роль, что влияет на бессмысленность запрета посещения в этот период церкви.  Сторонником этого был и Святой Георгий Двоеслов. По его утверждению, женщина с ее процессами – это воплощение природного замысла, поэтому нет смысла запрещать ей ходить в храм в период менструальных выделений.

Главным всегда было и есть душа, духовное состояние.

Менструация уже не относится к нечистотам, она признается процессом, который создал Господь. В свою же очередь, Новый Завет в качестве нечистот называет употребление во время приема пищи продуктов, которые запрещены Торой, что является недопустимым для еврейского народа. К нечистой еде также относится свинина.

Еще один вопрос, с которым столкнулись первые христианки – допустимость причастия в период менструальных выделений. Их поведение зависело от их выбора. Одни, принимая во внимание традиции и каноны, не касались ничего святого, другие же придерживались мнения, что только грех сможет отлучить их от любви Господа.

Также в Новом Завете можно встретить историю о том, как женщина в период менструальных кровотечений прикоснулась к Божьей одежде и оказалась исцелена. Но Господь не стал ее отвергать, а с принятием сказал, что все, что сотворила природа, было дано Богом, а, значит, является естественным.

Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных

Когда появилось новое верование, этот период характеризовался отсутствием четких концепций как в христианстве, так и иудействе. Апостолы уже не обсуждали вопрос ритуальной нечистоты. Некоторые из них (Мефодий Олимпийский, Ориген, Мученик Иустин) продолжали веровать в то, что нечистота – это грех. Это касалось и женщин в период менструального кровотечения.

Ориген высказывал свое мнение о нечистоте не только менструальных выделений, но и плотских утех. Им были проигнорированы слова Господа о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело (Мат.19:5). Однако его верования не были подтверждены Новым Заветом.

Святой Климентий в его «Апостольских постановлениях» выступал за то, что менструация не должна влиять ни на что. Рождение ребенка, кровянистые выделения и телесные пороки он признавал за абсолютно естественные вещи. По его мнению, различные запреты были придуманы глупыми людьми.

Святой Григоргий Двоеслов тоже поддерживал эту позицию.

Позже данная тема стала предметом обсуждения на Гангрском Соборе. Как результат, все процессы, которые протекают в организме женщин, были признаны естественными.

В шестом веке к этой позиции присоединился и Григорий Великий, папа Римский.

В своем письме к святому Августину Кентерберийскому, которым была поднята тема о менструации, он обозначил, что эти процессы проходят не по вине женщин, поэтому христианки имеют право на совершение различных церковных обрядов.

Это учение было актуальным вплоть до семнадцатого века, пока на смену ему вновь не пришел запрет на посещение храма в дни менструальных кровотечений.

Русская церковь раннего периода — что думает о посещении церкви с месячными

Русская православная церковь довольно часто выдвигала строгие правила, которые имели отношение к менструации у женщин или выделениям другого рода. Вопрос о том, можно ли ходить в дни кровотечений в храм, даже не подымался. На это был безапелляционный отрицательный ответ.

Кроме того, как подчеркивал Нифонт Новгородский, церковь принимала статус «оскверненной» в случае, если ребенок начнет рождаться в храме. В этом случае церковь подлежит опечатыванию на три дня, переосвящению и прочтению специальной молитвы, которую можно найти, читая «Вопрошание Кирика».

Люди же, которые в этот момент присутствовали в храме и наблюдали этот процесс, становились нечистыми. Для того, чтобы снять с себя этот статус, необходимо было пройти очищение с помощью молитвы Требника.

В случае, если женщина входила в церковь без менструации, а они начались у нее во время присутствия в священном месте, ей следовало как можно скорее уйти оттуда. Если же она не покинула храм, то ее ожидала полугодовая епитимья.

В нынешнее время очистительные молитвы Требника также можно услышать в храмах в знак того, что появился на свет ребенок.

С месячными в церковь – современное мнение священнослужителей

Только по истечении сорока дней женщина может посещать святое место, если она при этом является полностью «чистой». Она подлежит ритуалу воцерковления или введения.

Это объясняется тем, что женщина, которая родила, устала и ей необходимо отдохнуть, прийти в себя.  В чем же тогда причина того, что тяжело больным рекомендованы частые посещения церкви, принятия причастия и очищение Божьей кровью?

Современные церковнослужители уразумевают,  что те положения, которые закреплены в Требнике, не полностью отвечают тем, что имеют место быть в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.

Заключение брака, рождение детей и нечистоту достаточно трудно связать вместе.

В 1997 году были внесены изменения по данной тематике. Было решено изменить тексты Требника в тех частях, что имели отношение к святости брака и чистоты верующих женщин, которые родили младенца в союзе, что был освещен церковью.

В тоже время Критская конференция, которая была проведена в 2000 году, рекомендовала при обрядах воцерковления или введения молодой матери благословлять ее, а не говорить о нечистоте.

После этого события в храмы были направлены настоятельные рекомендации о том, чтобы они донесли всем прихожанкам, что они имеют право приходить в храм, быть участницами обрядов исповедования и принятия причастия в любой период своей жизни, даже в период менструальных кровотечений.

Святой Иоанн Златоуст раскритиковал приверженцев канонов, которые утверждали недопустимость нахождения в святом месте в период менструальных выделений.

В то же время Дионисий Александрийский придерживался той позиции, то каноны необходимо соблюдать.  Но, тем не менее, время показало, что современные церкви также отступают от многих законов.

Церковь не подлежит управлению канонами, поскольку они написаны для храмовых служений.

Проблематика менструальных кровотечений скрывается за маской благочестия, которое основано на дохристианских учениях.

Современный Патриарх Павел Сербский тоже высказал свое мнение по этому поводу – он против того, чтобы наделять женщину в период менструации статусом «нечистая» или «грешная».  На его взгляд, эти процессы организма не лишают христианку возможности проходить обряды исповедования или причащения.

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».

Если брать во внимание все вышесказанное, то сложно найти однозначный ответ, допустимо ли женщине приходить в церковь в период менструальных выделений. Ответа на этот вопрос нет и в Библии.  Решить, что же делать в этот период, поможет священный отец, который придерживается той или другой позиции.

Некоторые служители церкви допускают возможность женщине с менструальными кровотечениями посещать церковь, но ставят запрет на ее прикосновения к иконам и на то, чтобы они ставили свечи. Допустимо только помолиться, а затем нужно покинуть храм.

Также возникают ситуации, когда на первое место выступает желание помочь человеку – к примеру, если женщина, которая тяжело болеет и у нее в это время наблюдается кровотечения, чувствует, что она скоро покинет этот мир и хочет пройти обряд исповедования и причащения. При таком положении вещей священнослужитель позволяет женщине посетить церковь, несмотря на то, что она «нечистая».

Можно ли в церковь с месячными — разрешено ли ходить was last modified: 23 апреля, 2019 by Bogolub Читайте далее:

  • Как правильно ставить свечи в церкви — куда, что говорить… В церкви также можно ставить свечи и за здравие. Как это сделать? Войдя в храм, каждый посетитель сразу видит … Просьба передать свечку тоже неуместна. Во время службы бывают такие моменты, когда запрещено ходить и возжигать свечи. Если незнаком порядок богослужения, то лучше подождать его…
  • Как правильно исповедаться в церкви Многие христиане не знают как правильно исповедоваться в церкви и что стоит говорить … Во время индивидуальной исповеди не нужно забывать и о тех грехах … Исповедаться можно во время любого Богослужения, а вот ко второму таинству нужно подготавливаться намного серьезнее, так как правильно…
  • Поминки на 9 дней после смерти — правила проведения Первые поминки, которые проводятся после захоронения человека, являются именно на девятый день после смерти. Именно в этот период со дня смерти душа усопшего, в сопровождении ангелов, ходит по раю и видит все блага и радости святых отцов. После чего именно на 9-тый день ангелы возносят душу к престолу…
  • Как правильно причаститься и исповедаться в церкви Во время Тайной вечери Христос впервые причастил своих учеников, предложим им хлеб и вино. … Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки … Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться. После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром…
  • Правила поведения в церкви — как правильно вести себя… К тому же в церковь часто ходят люди со слабым здоровьем, дети — у … Раньше мужчины и женщины стояли во время службы отдельно, сейчас такого правила нет. … Находясь в церкви, можно беседовать со священником о приходских делах. Если дело серьезное, вас могут пригласить в кабинет. Духовные же…

Источник: https://bogolub.info/xodit-v-cerkov-s-mesyachnymi/

Правила посещения мечети для женщин

Можно ли заходить в мечеть если у женщины месячные

В достоверном хадисе сказано, что лучшее место женщины для молитвы – самые отдаленные части их домов. Однако, это вовсе не значит, что мусульманке запрещено посещать мечеть.

Лучше, если она будет выполнять в месджиде фард (обязательный пятикратный намаз), а у себя дома нафиль (дополнительный намаз). Об этом говорил и Посланник Аллаха ﷺ, когда призывал женщин молиться в своих домах, потому что лучшей молитвой будет именно та, которую женщина совершила дома.

Большинство людей стремится в храмы для совершения молитв потому, что это святое и чистое место, символ Ислама.

Этот вопрос стал предметом дискуссии среди ученых: одни из них придерживались мнения, что, если женщина совершает молитву дома, даже если она совершается индивидуально, будет лучше, чем та, которую она совершит вместе с остальными верующими в мечети. Такая точка зрения опирается на достоверные хадисы, в которых говорилось, что лучшим местом и «наилучшей мечетью для женщины» являются самые отдаленные части ее дома.

Другие же ученые придерживались мнения, что женщинам не просто дозволено совершать молитву коллективно, но коллективное совершение молитвы является сунной так же, как и для мужчин.

Что же касается посещения места поклонения женщинами, на этот счет были разработаны особые правила.

Для совершения намазов женщинам преклонного возраста разрешается посещать мечети. Молодым женщинам не рекомендуется ходить в месджид, поскольку сам факт их хождения может стать источником людских кривотолков. Посещения молодыми женщинами мест поклонения – это макрух, то есть действие, которое шариат считает нежелательным.

Да и пожилым стоит посещать храмы лишь для совершения фаджра, магриба и ‘иша. В этом вопросе есть ряд расхождений и противоположных мнений: некоторые считают, что женщинам вообще не стоит посещать мечеть.

Сам Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что мусульманкам посещать мечети не запрещено, однако будет лучше, если они будут совершать молитву дома.

Если женщина все же отправляется в мечеть, то она должна соблюсти ряд условий.

  • Мусульманка может молиться в мечети, как это сказано в фетве Постоянного Комитета (аль-Ладжна ад-Даима), только будучи надлежащим образом покрыта, если все ее части тела скрыты достаточно.
  • Муж не должен отказывать жене, если она захотела пойти в масджид, но женщина не может пойти туда, если не соблюдает данных условий: если видны какие-то части тела, которые немахрамам показывать запрещено, а также если от нее исходит запах парфюмерии – в этом случае покидать дом женщине запрещено, ведь это может спровоцировать фитну или искушение.

Всевышний говорил мусульманкам скрывать свои прелести, опускать свои взоры и оберегать свои половые органы – никто, кроме их мужей, не должен видеть их красы.

Основные условия, при которых женщина может посещать месджид, перечислены в книге шейха Бакра Абу Зейда «Хирасат аль- Фадиля». В ней говорится, что мусульманка может приходить туда для молитвы, если нет опасности, что ее могут соблазнить или она сама может кого-то соблазнить.

Важно, чтобы посещение женщиной храма, ее там присутствие не привело к чему-то, что запрещает Шариат. Женщинам тесниться на улице или в храме рядом с мужчинами недопустимо.

При появлении в местах, где собирается много людей, как это происходит в местах поклонения, женщине необходимо одевать хиджаб, скрывая свою красоту.

В нескольких источниках упоминается, что для женщин должен быть другой вход в мечети, а женские ряды обязательно должны располагаться позади мужских, лучше всего, если это будет последний ряд.

Женщина в коллективном намазе

Правило этикета предписывает в случае совершения имамом ошибки в молитве женщинам захлопать в ладоши в отличие от мужчин, которые должны произнести: «Субхан Аллах».

Еще одно правило: покидать место поклонения первыми должны именно женщины, а мужчины покидают мечеть после того, как подождут, пока женщины разойдутся по домам.

Запрещено во время молитвы и перед ее началом ходить перед тем человеком, что совершает намаз: когда читается пятничная проповедь, мусульманину следует найти свободное место и сесть там, стараясь не причинить неудобств тем, кто уж сидит.

Правила входа в мечеть

Существует ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при посещении мечети каждому мусульманину независимо от половой принадлежности.

  • Первое правило: при входе в мечеть следует совершить дуа Посланника Аллаха ﷺ, которое просит Всевышнего ниспослать свет на верующего.
  • Второе: в мечеть следует входить с правой ноги, произнося «Аллахумма ифтах ли абваба рахматика» — таким образом верующий приветствует Аллаха и просит Всевышнего открыть ему врата своей милости.
  • Третье: мусульманин должен обязательно, входя в месджид, прежде, чем сесть, прочитать два рака‘ата — «приветственную молитву мечети».
  • В случае опоздания на намаз не следует вбегать в мечеть – следует идти спокойно и медленно и присоединиться к той его части, на какую успеете – то, что пропустили, следует дочитать самостоятельно.

Что можно или нельзя в мечети

  • В храме запрещено повышать голос. Ни в коем случае не позволяйте себе смеяться, ругаться в мечети, говорить громко и на повышенных тонах.
  • В пределах места поклонения запрещено заниматься торговлей и обнажать мечи и прочее оружие. Помещения мечети не окуривают благовониями. В них не приводят в исполнение наказание.

    У дверей в мечеть обязательно должна стоять вода для очищения.

  • По окончании молитвы положено выходить из храма с левой ноги и в это время необходимо произнести: Бисмиллях. Вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя расуулил-ляяхь. Аллаахумма и‘сымнии минаш-шайтаани рраджиим, что содержит просьбу к Аллаху о защите от нечистых сил.

  • Собираясь пойти в месджид, воздержитесь от употребления лука и чеснока в пищу, поскольку, по словам Пророка ﷺ запах лука и чеснока раздражает ангелов точно так же, как и «сынов Адама».
  • Что же касается женщин, то в дни менструального цикла посещать мечеть им запрещено.
  • Сидеть в мечети, если ваши ноги направлены в сторону Каабы, крайне нежелательно.

    Если азан, то есть призыв к обязательной молитве, прозвучал, уходить нельзя – следует прочитать намаз, даже если вы уже сделали это.

  • Правилами исламского этикета строго воспрещается посещать месджид в нетрезвом состоянии, а также в таком виде, который может оскорбить взгляд присутствующих. Появиться в мечети в нетрезвом состоянии будет большой ошибкой и грехом.

    Туда следует приходить в чистой опрятной одежде, достаточно закрытой и скромной. Особенно это касается женщин – у них одежда должна максимально закрывать тело, оставляя открытыми только лицо, ступни ног и кисти рук. Особое внимание следует обратить на то, что одежда не должна быть яркой и облегающей, а волосы должны быть полностью убраны под платок.

  • Поскольку в мечети, будь то в Москве, Казани или любом другом городе, полы устланы коврами, то при входе в мечеть принято разуваться, у входа некоторых мечетей поставлены специальные служащие, которые принимают обувь и выдают прихожанам жетон.
  • По наступлении времени намаза верующие должны совершить вуду, то есть омовение, затем выстроиться рядами за имамом.

    Покидать мечеть после начала молитвы не обязательно тем, кто не участвует в намазе по каким-либо причинам – это может быть посетитель, турист, случайное лицо.

  • Немусульманке в знак уважения к мусульманским обычаям следует надеть для посещения мусульманского храма длинную одежду и покрыть волосы платком или косынкой, чтобы ее одежда была максимально приближена к одежде мусульманки.

    Для любой женщины, даже посещающей такое место в туристических целях, неуместно быть облаченной в прозрачную одежду, короткую или слишком обтягивающую. То же самое касается излишков косметики и парфюмерии.

Посещение мужчины

К внешнему виду мужчин для похода в мечеть также выдвигается целый ряд требований: мужчина должен быть аккуратно и опрятно чисто одет, причесанным. Быть одетым в рубашку без рукавов и шорты недопустимо в храме.

Поскольку в мечети принято снимать обувь, и женщины, и мужчины обязаны убедиться, что их носки или колготки свежи и не издают неприятного запаха.

Поскольку мусульмане очень чистоплотны, а исламский этикет предписывает омовения в течения дня до пяти раз, неприятные запахи могут причинить присутствующим на молитве ощутимый дискомфорт.

Мечети для женщин

Предусмотрены разные входы для мужчин и женщин в мечеть, и женщинам предоставляется для молитвы отдельное помещение или балкон. Это может быть также часть зала, отделенная от остального занавесом. Во время совершения молитвы мусульманки могут видеть имама как непосредственно с балкона, так и слышать его голос из динамиков.

Лишь в одном случае женщины могут совершать намаз вместе с мужчинами, находясь рядом с ними – это в Мекке в Заповедной мечети во время хаджа.

В любой ситуации следует помнить, что мечеть – это место, в которое ранее во времена Пророка ﷺ женщина могла пойти не только для того, чтобы вознести молитву Всевышнему – посещение Божьего дома могло иметь своей целью общение с другими женщинами, шансом поучиться чему-то у более опытных и уважаемых жен.

В этом месте могли проходить общественные собрания, которые также хотела посетить мусульманка. Но какова бы ни была причина, по которой женщина решилась на посещение мечети – это должна быть весомая причина, а не результат праздного времяпрепровождения.

Хорошим временем для посещения храма мусульманками может стать пятничная молитва, после которой женщины могут остаться и пообщаться со своими подругами, обсудить общественные дела, принять участие в самых разных мероприятиях. А поскольку многие из них входят в состав общественных исламских женских организаций, то заседания таких организаций могут также проходить в мечетях.

Источник: https://medinaschool.org/library/zhenshina-v-islame/musulmanka/pravila-posesheniya-mecheti-dlya-zhenshin

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.