Как танцуют балерины когда у них месячные
«Девочки боялись, что вырастет грудь, начнутся месячные»: через что проходят будущие балерины в России
Осенью этого года в Москве покончила с собой 14-летняя ученица столичной государственной академии хореографии. Тогда руководство учебного заведения назвало произошедшее несчастным случаем и попросило не акцентировать на нем внимания. Бывшая студентка академии уверена, что не последнюю роль в трагедии сыграли жесткие, а порой и жестокие методы обучения, принятые в балетной школе.
«Никто не поверил»
Вечером 5 октября под окнами жилого дома в центре Москвы нашли тело юной 14-летней девушки.
Мать погибшей Юлии Ивановой (имя несовершеннолетней изменено) рассказала следователям, что дочь училась в Московской государственной академии хореографии.
Несмотря на любовь к балету, Юлия была под угрозой отчисления: при норме 44 килограмма для балерин ее возраста она весила 50 килограммов. Об этом заявили на родительском собрании 26 сентября.
«Сначала я подумала, что это глупая шутка, – говорит 15-летняя Мария (имя несовершеннолетней изменено), которая училась на год старше Юлии. – Потом меня начало трясти. Я знаю это состояние, когда из-за веса ты готов покончить с собой. И знаю, как до этого доводят в школе».
О проблемах с весом и, как следствие, с психологическим состоянием Юлия писала одноклассникам:«У нее была депрессия. Это нужно было лечить медикаментами, но они создают побочный эффект под названием «лишний вес». Вначале у нее была анорексия, потом она стала страдать булимией», – добавляет мать Марии.
Булимия – пищевое расстройство, при котором чрезмерный контроль за своим весом сопровождается резкими срывами, перееданием и последующими попытками радикально избавиться от лишних килограммов.
Незадолго до трагедии родители нашли в вещах Юлии слабительное, что привело к очередному конфликту в семье. Девушка заперлась в своей комнате, а когда мать вернулась домой, увидела открытое окно.
«Она писала предсмертные записки с начала учебного года. Но никто ей не поверил. Может быть, она решила доказать», – предполагает Мария.
Срывы – это норма
Московская государственная академия хореографии – одна из старейших балетных школ мира (в следующем году ей исполнится 245 лет) и одна из самых престижных в стране.
Выпускной экзамен по традиции проводится на сцене Большого театра, после чего лучшие ученики получают приглашение на работу в знаменитых балетных труппах.
В разные годы выпускниками академии были Майя Плисецкая, Илзе Лиепа, Анна Антоничева, Вячеслав Гордеев, Сергей Филин, Николай Цискаридзе.
Ежегодно в училище принимают около 40 детей, окончивших начальную школу. Пятый класс общеобразовательной школы – это первый в балетной академии. При этом к выпускному остается лишь половина учащихся: идет жесткий отсев.
Погибшая Юлия училась в решающем пятом балетном классе – именно накануне выпуска идет самый суровый отбор. Учащихся оценивают не только по показателям успеваемости, но и по физическим данным. В начале и в конце года подростков взвешивают. Списки с результатами педагоги без стеснения объявляют на весь класс, что усиливает градус напряжения среди девушек и юношей.
К оценкам и возможному исключению, как рассказывает Мария, она и ее одноклассницы относились чересчур эмоционально:
«Если ставили двойку по «классике» (классическому танцу – прим.ред.), начинались рыдания, угрозы покончить с собой. Срывы – это норма».
Классический танец – это главный предмет в академии, который преподается каждый день несколько часов. К слову, и у Марии, и у Юлии был один педагог по «классике» – заслуженная артистка России Майя Иванова.
«Банальные подробности»
Майя Иванова, по словам Марии, крайне строго относилась к внешности одноклассниц.
«На второй год обучения я стала ее бояться. Она не кричала, не угрожала. Уничтожала морально. Всех, кто был, по ее мнению, недостаточно худыми, она называла «жирными коровами» и «кабанихами», «съевшими слона». Она могла подойти прямо в коридоре, при мальчиках и других учителях, схватить за плечи и встряхнуть, указав на излишнюю полноту», – рассказывает бывшая ученица.
Но больше всего девочки в классе боялись, что у них вырастет грудь и начнутся менструации – это считалось «позорным» и порицалось как «ожирение».
«У моей одноклассницы начались месячные. Она сидела на занятиях по «классике» как освобожденная, ей было очень стыдно. На уроке педагог назвала ее коровой, а после попросила остаться и доказать, что у нее действительно «эти дни». Показать прокладку. Одноклассница вышла в слезах, ее трясло», – вспоминает Мария, извиняясь за «банальные подробности».
На этом фоне у Марии появилось пищевое расстройство – она жутко подвергнуться подобному унижению.
В третьем балетном классе (7-й класс обычной школы) девушка перешла на экстремальную диету: зеленый чай (черный не помогает похудеть), обезжиренный творог, овощи на пару и 100 граммов отварной куриной грудки – в виде поощрения балетных успехов. Любую другую пищу, приготовленную мамой, она выкидывала тайком.
«Когда у меня темнело в глазах, я радовалась, что меня похвалят: все хорошо, я худая», – объясняет Мария.
На тот момент при росте 170 сантиметров она весила всего 40 килограммов, а в четвертом балетном классе похудела и вовсе до 36.«Когда я пришла осенью, Майя Евгеньевна начала меня хвалить. Говорила, что я молодец, именно такая форма и нужна, ставила меня в пример другим девочкам. Сейчас я понимаю, что выглядела ужасно. Но, когда мне об этом говорили, я думала, что завидуют», – делится бывшая балерина.
Однако истощенная фигура, защищавшая от нападок учителей, привела к тому, что Марии перестало хватать сил даже на простые пируэты. При этом преподаватели воспринимали происходящее как банальную лень.
Тогда девушку стали приглашать на дополнительные индивидуальные занятия. Сначала раз в неделю, потом два раза, потом три – по 1,5 тысячи рублей за урок. Пользы от них не было, считает Мария: индивидуальные уроки превращались в групповые, и педагоги отвлекались на свои дела. Когда она отказалась от частых факультативных занятий, Майя Иванова занизила ей оценку.
За здоровьем юных балерин в академии следили весьма оригинально:
«Помню, был период, когда нас всех кормили «Смектой». Голова болит – вот тебе «Смекта», живот – «Смекта», упал и получил травмы – держи «Смекту». Мы смеялись», – вспоминает Мария.
Штатных психологов в училище не было, хотя их поддержка очевидно нужна была не только подросткам: срывы случались и у педагогов. Однажды на эмоциях преподавательница классического танца Тамара Негребецкая, говорит Мария, швырнула стулом в одну из учениц.
В ноябре 2016 года Мария упала в обморок на уроке литературы. Следующие два месяца она провела дома с сильнейшим истощением организма. За это время никто из одноклассниц и учителей ей не позвонил.
«Тщеславие ослепляет»
«Когда ребенок делает успехи в академии, кажется, что она будущая Анна Павлова, Майя Плисецкая. Это тщеславие ослепляет. Я сама контролировала ее питание, подбирала малокалорийные продукты. Когда ребенок начал меньше есть, я себя ловила на мысли, что это здорово: такая сила воли», – говорит мама бывшей балерины.
Мария скрывала от родных свой вес и методы его достижения: в ее классе было принято злоупотреблять слабительными – таблетки пили пачками. О проблемах с питанием и 36 килограммах мать узнала из личного дневника дочери, когда столкнулась с ее эмоциональными срывами.
«У нее были постоянные истерики. В день – до десяти. Дочь плакала, называла себя толстой, говорила, что не хочет жить. В тот день, когда я нашла подтверждение своим догадкам в дневнике, я схватила ее за руку и повела к психологу. Мне сказали, что Маша на грани: еще неделя, и будет пройдена точка невозврата», – вспоминает женщина.
Девочке поставили диагнозы «депрессия» и «анорексия». После полугода еженедельных сеансов у психотерапевта и терапии антидепрессантами состояние дочери стало медленно улучшаться.
После этого мать Марии решила поговорить с ректором об отношении к здоровью учениц. Это оказалось непросто: некоторые порядки в академии отдавали дань традициям времен ее основания – имперской России конца XVIII века, отмечает Мария.
«Ректор всегда была, как королева.
Она подъезжала во внутренний двор на машине с тонированными стеклами, и, когда она заходила в академию, все в коридоре либо прятались, потому что ее боялись, либо выходили и делали кникс (поклон с приседанием как знак приветствия – прим.ред.).Она проходила и скрывалась в своем кабинете, в который попасть было невозможно. Единственный день, когда нам было можно туда зайти, – это ее день рождения. Мы дарили цветы, читали стихотворение и уходили на цыпочках», – рассказывает бывшая ученица.
Диалог с руководством заведения матери Марии наладить так и не удалось. Ректор Марина Леонова ответила, что анорексия – это их личная проблема, которая не имеет отношения к академии. Тогда женщина забрала документы дочери из училища.
К тому моменту Мария и сама была готова уйти:
«Вся розовая пыль про балетные пачки и красивые танцы выбилась на первом году обучения. Однажды я неправильно повторила комбинацию. Преподавательница подлетела ко мне, схватила за пучок на голове и нагнула меня, а когда я выпрямилась, зарядила кулаком в лоб. От боли и неожиданности я заплакала, а она спросила: «Чего ты ревешь, что я тебе сделала?»»
Мария уверена, что случившееся с 14-летней Юлией не стало трагедией для академии, но «им просто страшно, что могут начать искать причины».
«Дискриминирующий вид искусства»
Журналистам тоже не удалось наладить контакт с руководством Московской государственной академией хореографии.
«Публичные комментарии и рассуждения применительно к трагическому случаю полагаем безнравственными, непрофессиональными, создающими ненужный ажиотаж в обществе. Навязчивое желание и постоянные попытки бывших студентов очернить собственную alma mater не вызывают у нашего уникального коллектива ничего, кроме презрения», – заявила помощник ректора Алла Чапаева, отказавшись продолжить общение.
Ректор академии Марина Леонова
Училище действительно очень закрыто, в том числе и для родителей учеников, подчеркивает балетный критик Анна Гордеева. Академия запрещает родителям общаться в соцсетях и обсуждать работу школы. И тем, кто боится за профессиональную судьбу ребенка, приходится следовать этим правилам.
«Школа не считает нужным объяснять свои действия. Она, безусловно, не видит проблемы в пищевых расстройствах детей. Анорексия и булимия считаются в балетной среде проявлением слабости, а не болезни», – говорит Гордеева.
Оскорбления и физические воздействия – это традиция всех российских школ, утверждает критик.
«Есть замечательный документальный фильм Ефима Резникова «Пленники Терпсихоры» о Людмиле Сахаровой, художественном руководителе пермского училища. Под запись она не стесняется доводить до слез и истерики своих учениц, которые потом становятся звездами. В наших балетных школах считается, что эмоциональное насилие идет на пользу ребенку, что оно эффективно», – добавляет Гордеева.
При этом критик подчеркивает, что жесткий стиль обучения в той или иной степени присущ многим балетным школам во всем мире, и он зачастую способствует более высокому качеству образования.
Но это не значит, что эмоциональное насилие необходимо, говорит Гордеева:
«Если человечество станет гуманнее, балет исчезнет, как сейчас исчезает коррида – когда-то занятие для сильных мужчин, а ныне издевательство над быками. Останется свободный танец, где смогут танцевать все люди, независимо от их типов фигур и способностей. Балет – это все же очень дискриминирующий вид искусства».
Источник: https://lenta.ru/
Источник: https://gubdaily.ru/lifestyle/interesnoe/devochki-boyalis-chto-vyrastet-grud-nachnutsya-mesyachnye-cherez-chto-proxodyat-budushhie-baleriny-v-rossii/
Красота требует жертв или один день из жизни балерины
Легкость, грация и красота – эти слова эхом звучат в сознании при взгляде на образ балерины. Кажется, что и в жизни прекрасным девушкам также легко, как и на сцене в воздушных пируэтах. Но так ли это? Как становятся балериной, и как выглядит один стандартный день из жизни танцовщицы?
Долгий и тернистый путь
Стать балериной суждено далеко не каждой стройно девушке.
Чтобы поступить на обучение в школу или училище на профессиональном уровне, девушке предстоит преодолеть несколько конкурсных этапов отбора и пройти по всем параметрам, установленным приемной комиссией.
Хорошие примы начинают в раннем возрасте (около пяти лет), попадают в специальные училища уже в десять. Обучение в среднем длится шесть лет, первая половина из которых – общие уроки классического танца, а вторая – специализация конкретной артистки ли артиста.
После получения диплома перед балериной открываются не каждые двери. Чтобы попасть в Национальный театр или просто стать постоянным членом трупы, нужно обладать не только образованием, но и талантом, выносливостью и здоровьем. Малейшие проблемы с суставами, давлением, вестибулярным аппаратом – дорога в большой балет закрыта.
Если удалось пробиться в основной состав – начинается самый насыщенный, но и самый сложный этап в жизни балерины. Ежедневные репетиции, выступления, работа над собой – три кита балетной рутины. Как же проходит стандартный день танцовщицы?
Как живется балерине
В 10-11 утра всех артистов балета уже ждут в репетиционном зале. Независимо от типа постановки или уровня самой танцовщицы, каждый день балерина должна учиться.
Чем выше уровнем театр – тем опытнее и требовательнее преподаватели, выше конкуренции и сложнее отбор.
Начинающие артисты, чтобы доказать свою готовность учиться, часто приходят за час до начала самого урока – предварительно разогревают суставы и мышцы, тренируют сложные пируэты, чтобы не упасть в глазах мэтра.
В училище девочки и мальчики тренируются отдельно, в процессе работы вся трупа занимается вместе. Танцоры парами отрабатывают поддержки, парные элементы и отрывки из классических балетных произведений. Постоянная практика – залог успешной карьеры.Независимо от занятости артиста в спектакле, с утра ему нужно пройти «классы». Это занятия классической направленности, где танцоры отрабатывают стойки и базовые балетные элементы у станка самостоятельно. Движения у станка оттачиваются до совершенства перед зеркалом.
Затем танцовщицы повторяют движения уже без опоры, стараясь сохранять устойчивость осанки, грацию движений рук и ног. После этого артисты повторяют базовые прыжки и технику.
Самые опытные – все занятие остаются в пуантах, другие надевают их только для отработки непосредственно танцевальных движений.
Только после классов девушки и парни расходятся на репетиции собственных постановок, отрабатывая по 8-10 часов отрывки из произведений. Ведь балет – это красота деталей, грация на кончиках пальцев. Грубые движения недопустимы. Самые сложные пируэты должны казаться зрителям чем-то естественным и непринужденным. А за всем этим скрываются мозоли в танцевальных залах и сложные тренировки.
Молодые балерины часто ограничивают себя в посиделках с друзьями и даже в свиданиях, находя пару прямо в балетном зале. Ведь после репетиций в 10 вечера, остаются силы только на сон и отдых.
Рацион «воздушных» танцовщиц
Балерины порхают на сцене, словно пушинки. Кажется, что они питаются воздухом. При этом, в балетных залах девушки отдают столько энергии, что их рацион просто обязан быть питательным и полезным. Что говорят о своей диете сами танцовщицы?
Многие утверждают, что времени на вредную пищу просто не остается. Проводя с утра до ночи все время в тренировочном зале, девушки успевают немного перекусить, а дома вообще остаются без ужина. Танцовщицы отдают предпочтение легкой и быстроусваиваемой пище. Если это углеводы – то фрукты, если белок – то молочные продукты или рыба.
Несколько правил питания балерин – ниже:
- В день пить очень много воды (от двух литров). Обезвоживание для танцовщицы – главный враг. Падает давление, уходят силы. У каждой балерины с собой обязательно бутылочка минералки.
- Переедать нельзя. Лучше разбить большую порцию на несколько и съесть в течение дня. Нельзя оставаться голодной, но полный желудок мешает «порхать» на сцене.
- Не воспринимать питание диетой. Танцы, как и образ жизни балерины – на всю жизнь. Ограничивая себя в жирах или углеводах, легко сорваться. Балерины подбирают оптимальный и сбалансированный рацион из легкой пищи.
Из первых уст
Сами балерины говорят, что несмотря на все сложности, очень любят свою профессию. Без любви и страсти к балету невозможно танцевать красиво, отдавать все силы в тренировочном зале и посвятить танцу 20-30 лет своей жизни.
Интересная особенность – даже примы-балерины часто пришивают банты к своим пуантам самостоятельно. К танцевальной обуви девушки относятся очень трепетно, выбирая только качественные и дорогие модели. Твердый носок и прочное крепление уменьшают количество мозолей и делают обувь прочнее в разы.
Самое сложное для многих танцовщиц – ежедневное повторение уже заученных наизусть па. Кажется, что за десяток лет каждое движение кисти и поворот туловища уже изучен. Но каждый раз тренер или зеркало говорят, что есть куда стремиться. Ежедневные утренние классы нужно посещать обязательно, но многие танцоры это не очень любят.
Балерины не позволяют себе экстремальных развлечений. Им нельзя кататься на лыжах, сноуборде, приходится подбирать удобную обувь и аккуратно ходить в гололед. Их тело должно быть не только грациозным, но и здоровым. Иногда запрет на горнолыжные виды спорта прописывается в контракте.
Именно эти сложности делают балет настолько прекрасным. Сложные пируэты – результат многочасовой работы в зале. Ежедневно танцовщица самосовершенствуется, в балете нет пика, после которого можно «почивать на лаврах». У изящных балерин сила воли больше, чем у олимпийских чемпионов. И этому ежедневному труду, упорству можно только позавидовать!Источник: https://enpointe.ru/information/krasota-trebuet-zhertv-ili-odin-den-iz-zhizni-baleriny/
Ответы на 20
О «сроке годности» артистов балета, диетах и карьерном росте
В ощущении красоты вокруг и внутри себя.
2. Можно ли привести себя в форму балерины во взрослом возрасте?
Думаю, что можно, но для этого нужно обладать определенными физическими данными и приложить титанические усилия.
3. Как вы пришли к балету? Не жалеете ли об этом?
Меня, как и многих других девочек и мальчиков, в возрасте 10-ти лет привели в хореографическое училище родители.
Было много сомнений, но профессия дала мне возможность самовыражаться, открыла столько возможностей, познакомила с невероятными людьми. Но самое главное: она научила меня трудиться и преодолевать трудности.
Балетные люди обладают сильным характером и в то же время эмоциональной чувствительностью, ранимостью. Им столько подвластно, поэтому не жалею, конечно.
5. Смотрят ли с завистью другие балерины на прима-балерину?
Балет – это непросто. Многие могут смотреть на прима-балерину как на пример и вдохновляться. Чаще всего все придерживаются мнения, что раз у неё получилось, то и у меня тоже получится. Я считаю, что постоянно сравнивать себя с другими не стоит, все артисты разные и это прекрасно.
6. Можно ли талантом и грацией перекрыть физические недостатки?
Думаю, в этом есть суть искусства. Физические возможности не имеют значения, пока тело не станет инструментом выражения чего-то большего. Когда мои любимые артисты выходят на сцену, то с первого шага я вижу их харизму, их «я».
7. Есть ли у балерин «срок годности»?
В среднем, профессиональные танцовщики служат в театре 20 сезонов (в одном году – один сезон). Но, конечно, всё индивидуально.
8. Стоит ли отдавать ребенка в балет? Если да, то куда и во сколько лет?
Стоит попробовать, если у ребёнка есть тяга к танцу, музыкальность. Обычно это видно уже с раннего детства. Можно начать с хореографической секции, а в 10 лет уже поступать в училище.
9. Как становятся прима-балериной? По каким критериям отбирают?
Много факторов влияет на то, как успешно сложится балетная карьера. Это такая «хрупкая» профессия. Два главных аспекта – это талант и упорный труд.
Но, к сожалению, есть много причин, по которым карьера танцовщика не сможет сложиться.
Чаще всего эти факторы не зависят от самого танцовщика: травмы, удача встретить «своего» педагога, оказаться в театре (с хорошим репертуаром), который в тебе нуждается.
10. Влияют ли усиленные тренировки на состояние здоровья в старости?
Сейчас артисты балета похожи на атлетов, они следят за здоровьем, питанием, принимают витамины и тем самым снижают всяческие риски. Скорее, наоборот, усиленные тренировки продлевают жизнь, так как танцовщики всю жизнь подвижны, а движение, как известно, это жизнь!
11. Есть ли в балете время на личную жизнь, или с этим – как в большом спорте?
Конечно. Несмотря на сложный, загруженный график, личная жизнь необходима для того, чтобы черпать вдохновение и энергию. Единственное, многим артистам балета легче и проще строить отношения с коллегами.
Они весь день вместе – на репетициях, на спектаклях, гастролях. Так легче понять человека изнутри. На самом деле понять, с какими трудностями сталкивается танцовщик, наверное, может только другой танцовщик.
12. Должна ли балерина быть очень худой? Какой максимум допустим по весу?
Балерина должна соответствовать определённым физическим пропорциям. Это удлиненные конечности, длинная шея, маленькая голова и хрупкое телосложение. Вес – не всегда точный показатель.
13. Есть ли специальные диеты, которых придерживаются балерины?
Есть одна 100-процентно работающая диета от легенды балета Майи Плисецкой, а именно: «Диет не надо, надо просто меньше жрать!»
14. Важно ли в балете иметь красивое лицо?
По моему мнению, да. Балет – это эстетика. Это красота тела, линий, черт лица, грация движений. Но красота – понятие субъективное, поэтому я бы дала определение: «одухотворенное, светлое, умное» лицо, а не просто красивое.
15. «Балерун» или «артист балета» ? Как правильно?
Только артист балета, пожалуйста.
16. Балерины должны служить в каком-то одном театре или есть «фрилансеры», которые могут выступать везде?
Обычно артисты служат одному театру, но они могут быть приглашёнными танцовщиками и балеринами в других. Особенно такая практика распространена среди солистов крупных театров, таких как Мариинский, Большой, Королевский Английский балет, Американский балет и других.
17. Бывает ли такое, что конкретный номер не хочется исполнять?
Бывает, всё зависит от внутреннего и физического состояния, настроя. Но все-таки, чтобы партия получилась, надо её сначала полюбить. Так честнее с собой и со зрителем.
18. Есть ли у вас любимые постановки?
Люблю балет «Жизель» и хореографию Иржи Килиана, Джерома Роббинса. Посмотрите его Other Dances на музыку Шопена!
19. Нужно ли балерине знать всё о балете, опере или классической музыке?
Нужно интересоваться многим, чтобы быть интересным – и в жизни, и, тем более, на сцене. Сцена имеет свойство «оголять» человека и его нутро, её невозможно обмануть. Поэтому, когда выходит танцевать артист, а у него на лице только одна мысль, то это видно. Но и сложного, интеллектуального, эмоционально богатого артиста тоже видно сразу.
20. Вы сами наносите грим? Как вы этому учитесь?
Могу сама, но чаще это делают профессиональные гримеры. Грим бывает сложным, например: старческий, сказочный или стилизованный по задумке автора спектакля – тогда без помощи, конечно, не обойтись. Но любой артист может себе «нарисовать» лицо, нас этому учат в школе.
Источник: https://www.buro247.kz/culture/art/otvety-na-20-stydnyh-voprosov-balerine.html
Стекло в пуантах и
Вне всяких сомнений, балет – главный вид искусства, представляющий нашу страну на международном уровне. И вместе с тем живущий по своим законам мир балета скрыт от глаз посторонних. Благодаря этому и появляется множество связанных с ним легенд.
Наша редакция собрала самые распространенные стереотипы и попросила Игоря Цвирко, премьера Венгерского оперного театра и бывшего ведущего солиста Большого театра, прокомментировать их. О сбитых в кровь ногах, осколках стекла в пуантах и клакерах – в материале портала Москва 24.
личный архив
«Женщина, занимающаяся балетом, – балерина, а мужчина – балерун»
Нет, конечно. Слова «балерун» вообще не существует. Мужчина, занимающийся балетом, – это либо артист балета, либо танцовщик, либо (как больше всего нравится мне) – актер. Но мой сын придумал новое название – «балерин». Он говорит, раз мама – балерина, папа должен быть балерин. Меня веселит это слово, и потом, как мне сказали, на испанском языке «балерин» и значит как раз артист балета.
«Артисты балета и балерины вынуждены пожизненно сидеть на диете, питаясь водой и салатом»
Это в корне неверно, и если вы спросите балерин, то они в принципе едят все – в рационе у них есть и мясо, и шоколад, и пирожные.
В Большом театре есть своя пекарня и пирожковый цех, где делают очень вкусные пирожки с вишней, с яблоком и корицей – их многие тоже очень любят.
После премьер мы можем позволить себе и шампанское, и бокал вина, так что никаких ограничений нет, потому что физическая нагрузка все компенсирует. В общем и целом, каждый следит за своим внутренним состоянием сам.
«Настоящий мужик в балет не пойдет, там работают одни гомосексуалисты»
Это на самом деле очень стереотипное мышление. В нашей профессии действительно очень много людей нетрадиционной ориентации, но в большей степени это характерно, наверное, все-таки для западных коллективов.
В российских же коллективах это не приветствуется. Я бы сказал, что танцоры в наших труппах – это мужчины, которые занимаются искусством под названием балет.
Не знаю, что думают другие, но я горжусь тем, что являюсь представителем традиционной ориентации в этом виде искусства.
личный архив
«Артисты балета уходят на пенсию в 40 лет, а балерины предпочитают не рожать, ведь это может разрушить их карьеру»
Насчет того, что балерины предпочитают не рожать, – у каждого в жизни происходит по-разному. Кто-то рано находит своего принца, человека, с которым хочет провести остаток времени, которое нам отведено на этой планете.
Поэтому есть балерины, которые рожают в 18 лет, а есть и те, которые рожают в 36 или даже в 47 лет, так что здесь нет каких-то правил. Яркий пример – Диана Вишнева. Она сначала сделала потрясающую карьеру, а не так давно родила сына Рудольфа.
В любом случае, никакая карьера и никакой балет не могут сравниться с тем ощущением, когда у тебя появляется ребенок.
Что касается пенсии, то если тело позволяет, до 40 еще можно протянуть.
Такие артисты, как Светлана Захарова, Роберто Болле, Ульяна Лопаткина, – это люди уникальных возможностей и данных, поэтому, возможно, им чуть легче сохранять себя в должной для балета форме, чтобы продолжать танцевать на рубеже этого возраста.
Зачастую срок балетного артиста – это 18 лет для кордебалета и 15 лет для солиста. По истечении 15 лет стажа ты можешь получить пенсионное удостоверение, но при этом продолжаешь работать, пока ты нужен театру и руководителю.
«Мир балета настолько закрытый, что балерины и артисты балета предпочитают создавать семьи исключительно в своей среде»
Это, скорее, связано не с тем, что люди закрытые, а с тем, что мы не обладаем достаточным количеством свободного времени, чтобы посещать какие-то места. Наша работа интенсивная и занимает все время, а когда у тебя всего один выходной в неделю, ты предпочитаешь лежать дома.
Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью, не понимает, ради чего мы жертвуем своим временем, эмоциями, не понимает нашей веры в то, что мы делаем, так что порой люди из балета сталкиваются с определенными сложностями. Поэтому, если случается так, что люди находят близких по духу в нашей сфере, зачастую это очень сильный и крепкий брак.
ТАСС/Александра Мудрац
«У артистов балета не бывает выходных и отпусков. Чтобы не потерять форму, они должны заниматься каждый день»
Выходные у нас есть, в труппах это один день. В Большом – понедельник, в Театре Станиславского – вторник. В труппах западного образца – либо так же один, либо два дня выходных. Оплачиваемый отпуск – 56 дней, но зачастую в этот период организуются гастроли, так что получается дополнительная работа.
Даже когда у нас отпуск, люди могут недельку поваляться, но потом начинают уже разминаться, так что зачастую артисты и в отпуске что-то делают – тянут шпагат, качают пресс, кто-то бегает по утрам…
В любом случае, занимаются физическими нагрузками, потому что когда ты на протяжении 11 месяцев работаешь, то не можешь уже взять и лежать баклажаном на лежаке – иначе с началом сезона будет тяжело.
«Мир балета жесток. Чтобы устранить конкурентов и конкуренток, в ход идут самые жестокие способы, вплоть до подсыпанного в пуанты битого стекла»
Мир балета действительно жесток, но при этом имеет и свои приятные моменты. Конечно, не каждый может справиться с той, скорее даже психологической, нежели физической, нагрузкой. Но чтобы доходило до того, что люди сыпали стекло или портили костюмы…
Я слышал о подобном, но сам не сталкивался, лично на своем опыте мне тяжело сказать. Я человек добрый, и у меня никогда не было в мыслях сделать что-то плохое для артистов.
Наоборот, если только поддержать, потому что каждый, кто готовит спектакль или танцует, прекрасно понимает, что человек готовится, настраивается и вкладывает душу в свое дело.
Скорее подобные вещи можно увидеть в кино для усиления драматического эффекта и чувства конкуренции. Но в целом, можно сравнить со спортом: если спортсмен готовится к Олимпиаде на протяжении четырех лет, а дальше участвует в ней, для артиста «подготовка к Олимпиаде» заканчивается с окончанием училища, а сама она длится до того момента, пока ты не покидаешь балет.ТАСС/Александра Мудрац
«Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь»
Мужчины – нет, а балерины – да, потому что они танцуют в пуантах. Кстати, это еще одно распространенное заблуждение: все думают, что мужчины танцуют в пуантах, но это не так.
В пуантах мы танцуем, только если того требует роль, как в балете Алексея Ратманского «Светлый ручей».
Балерины действительно стирают пальцы в кровь: такое случается, так как из-за постоянного интенсивного трения возникают мозоли, которые потом лопаются – в общем, все, как это бывает у обычных людей. Просто у балерин это случается чаще.
«В каждом музыкальном театре есть люди, лично знакомые всем артистам: именно они особенно рьяно кричат «браво» после каждого спектакля и получают за это бесплатные билеты. Артисты уважают и боятся их, так как от этих людей может зависеть не только их успех, но и полный провал»
Такие люди действительно существуют, называют их «клакеры». Это люди, которые гораздо громче, чем обычные посетители, хлопают и кричат «браво».
Зачастую они перегибают палку и делают это слишком нарочито, так, что это начинает раздражать не только зрителей, но и самих артистов.
Но я бы не сказал, что артисты их боятся: я считаю, что в любом случае, на что ты натанцевал, то тебе и нахлопают.
Лиза Минаева
Источник: https://www.m24.ru/articles/kultura/11082018/153447
Изнанка профессии: балерина, которая прощает спящих зрителей
Самое интересное в Большом театре происходит не на сцене, а за кулисами. За лишний вес, к примеру, балерину могут оставить без премии. К тому же артисты – суеверные люди. Столько примет, как у них, в редкой профессии найдешь.
О невидимой из зрительского кресла стороне профессии рассказала ведущая солистка Большого театра оперы и балета Ирина Еромкина.
Ирина – прима-балерина Большого и мама троих детей. Даже на одного ребенка многие артистки балета решаются с трудом, а стать мамой троих и остаться примой – уникальный в балетном мире случай.
Проект Sputnik «Изнанка профессии» – о той стороне простой и сложной работы, которую не увидеть обывателю. И пусть профессионалы сами рассказывают о невидимой стороне своей работы. Без наших комментариев.
© Sputnik / Виктор Толочко
Видеть свое имя на театральной афише — привычное дело
Банальная невоспитанность
Я не представляю, каким образом можно подсыпать стекло в пуанты. Неужели можно этого не заметить? Думаю, это скорее мифы. У нас так не принято.
Да, у нас есть конкуренция, и доказывается она только в работе. Ролями занимается начальство. Единственное, что я могу сделать, если мне нравится какая-то роль — это выучить ее, позвать своего руководителя и показать. А он уже как начальник разрешит ее танцевать на сцене или нет. От нас зависит только наша трудоспособность.
Обиды среди балерин, конечно, встречаются. Но такое же бывает в других коллективах. Мы проводим очень много времени в театре. Конечно, трения бывают – все мы люди.
Чаще всего – из-за костюмов. Когда один костюм подходит нескольким балеринам, и они могут повздорить из-за того, кто его наденет. Но мне кажется, что это больше проблема молодежи. Потому что балерины моего возраста, имея опыт и определенное положение, между собой уже ничего не делят. У нас уже все разграничено.
© Sputnik / Виктор Толочко
Красота и изящество на сцене — это многие часы работы в репетиционном зале
Многое зависит от воспитания. Каждый человек приходит в коллектив со своим внутренним наполнением. Кто-то считает нормой пройти и не поздороваться. Но балет тут ни при чем.
Смыть все наработанное
В творческой среде люди особенно верят в суеверия. Я знаю артистов, которые целуют сцену, надевают определенную одежду. Некоторые не моются перед выступлением.
Я перед спектаклем принимаю душ, чем однажды вызвала неподдельное удивление коллеги: «Ты же смываешь с себя все наработанное!»
Наверное, с опытом я поняла, что это действительно суеверие. На тебя действует то, во что ты веришь. Я верю в Бога. Мне достаточно молитвы.
Серьезных травм у меня не было. Но падения были, и не одно. Часто на каких-то элементарных движениях.© Sputnik / Виктор Толочко
Балетная пачка в гримерке примы, конечно, далеко не единственная
Например, в одном спектакле у меня шла борьба с партнером. Он отрицательный персонаж. И вот он меня держит, а я должна вырваться. Я вырывалась, вырывалась, оттолкнулась от него, и мне показалось, что он меня еще придержит, а он резко отпустил руки. Ноги у меня еще не пошли, и я упала на бок.
Был еще случай. Партнер меня крутил на руках, причем на оттяжке, то есть держал меня за подмышки. Он меня крутил, крутил, и у него что-то произошло с ногами – может, оступился.
Он уронил меня во время вращения и упал сверху. Самое смешное, что нам нужно было как-то выйти из этого.
А у партнера запутались ноги, он встал на колени, я быстро подскочила и стала подыгрывать: «Ну вставай, вставай».
© Sputnik / Виктор Толочко
Ирина признается, что в театре ей мило все — и репетиции, и междусобойчики в гримерках
Мне самой иногда смешно из-за своих падений…
Конечно, в балете бывает всякое – ребята и ноги выворачивают, и уносят их со сцены во время спектакля, и связки рвут, и мышцы. Один солист травмировался – танцевать дальше не мог, так он на одной ноге, а второй чуть касаясь пола носком, потихоньку уходил со сцены, держа образ.
А однажды на моих глазах у артиста полностью вывернуло стопу. Это страшно. Он очень долго приходил в форму. И после такой травмы вернулся, это наш ведущий артист. С каким уважением я на него посмотрела!
Белый или черный лебедь?
«Лебединое озеро» – мечта каждой балерины. Эталон всех ролей. Две грани – добро и зло, черный и белый лебедь, Одетта и Одиллия. Белый лебедь – это все такое мягкое и пластичное. А черный, он более колкий, там совершенно другие руки, другие взгляды, другие позы. И, конечно, каждая балерина мечтает на себя это примерить, это ощутить.
© Sputnik / Виктор Толочко
Театральная сцена — прозаическое и одновременно священное место в театре
Есть спектакли сложные, есть тяжелые. Сложные спектакли – это те, где много техники. В тяжелых много прыжков, ты просто физически устаешь. Я не могу сказать, что «Лебединое озеро» – тяжелый спектакль. Фактически его можно станцевать без единого прыжка. Но он сложный технически.
«Белый» акт сложный тем, что в нем есть длинное адажио, и его надо танцевать, когда у тебя руки – крылья. Ими же надо не просто махать. Как лебедь, отводить назад. В этой позе даже минут 15 промахать руками – заболит все. А после этого в «черном» акте столько вращений, фуэте…
Я пыталась понять, какой из образов мне ближе. Белый лебедь или черный? Но не смогла их разделить. Я хочу и то, и другое. Для меня это одно целое. Как две половинки. Один не существует без другого. Ты не поймешь, что такое отрицательное, если не прочувствуешь положительного.
© Sputnik / Виктор Толочко
Артисту нужны аплодисменты. Потому что все, что мы делаем, делаем не для себя.
Такие тяжелые 50 кило
Естественно, балет подразумевает изящество. Балерины должны быть тоненькие, хрупкие. Я считаю, что, если ты пошел в эту профессию, ты должен понимать, что балет обязывает. Поэтому обидно, когда балерины выходят на сцену, можно даже так сказать, толстые. Ощущение, что это… неправильно.
У нас есть ограничения по весу, и нас периодически взвешивают. Это правда. В правилах оговорено, что балерина должна весить не больше 51 килограмма вне зависимости от роста. Потому что мужчина, артист балета, не должен поднимать больший вес.
Конечно, есть очень высокие балерины. Если визуально она красиво выглядит, если есть партнер, который с ней справляется, то от нее не будут требовать доводить себя. Но норма у нас есть, и за это гоняют. Даже премию снимают.
В театре есть процедура взвешивания. У руководства стоят напольные весы. На них абсолютно правильный вес вплоть до грамма. Кабинет находится за стенкой балетного зала, поэтому можно забежать взвеситься. В остальных случаях нас предупреждают, что будет взвешивание. Обычно дают некоторое время, чтобы привести себя в порядок и, например, отказать себе в ужине несколько дней.© Sputnik / Виктор Толочко
Балет подразумевает изящество — Ирина признается, что, как и все, строго следит за собой
Когда мне было 14-16 лет, я сидела на диетах. А потом благодаря, наверное, желанию быть стройной пришла привычка уже мало есть. Можно есть все, но поменьше. Можно же съесть 100 граммов шоколадки, а можно 20 в удовольствие. Конечно, я могу на праздник позволить себе довольно много съесть. Правда, на фоне обычного рациона это все равно будет мало.
Из балета – в бизнес
Я, наверное, по жизни человек непривередливый. Мне хватает зарплаты. Но у нас есть люди, которые хотят получать больше. Их не стоит осуждать. Это их, личное. Есть девочки, которые балетные школы открыли. Ребята вообще в разные сферы уходят – в ресторанную деятельность, запчастями занимаются.
Но те артисты, которые прочувствовали сцену и ведущие роли, редко уходят, только если из-за травм. Были артисты, которые через какое-то время понимали, что ведущими они уже не станут, а желание было огромное, им чего-то не хватало, они уходили, уезжали в другие страны.
Если говорить о цифрах, то кордебалет среднюю зарплату по стране (около 500 долларов) не получает. У солистов, думаю, она есть. У ведущих зарплата будет больше. Вообще у артистов никогда не было высоких зарплат.
Еще есть премиальные, которые зависят от количества спектаклей в месяц. У нас балльная система. Чем важнее партия, тем больше баллов и, соответственно, вознаграждения. Поэтому зарплаты могут быть очень разными.
© Sputnik / Виктор Толочко
Обычно балерина «станцовывает» пуанты за один спектакль
Китайские башмачки
В советские годы все балерины были мученицами, на мой взгляд. Пуанты тогда делались из мешковины. Ткань вырезалась в форме основания носка. Каждый слой промазывался клеем, который застывал.
И таких слоев делали 5-10. Эти пуанты, когда застывали, были твердые-твердые. Чтобы придать им какую-то мягкость, мы по ним стучали молотком.
Стелька практически была сделала из картона, который через какое-то время от влажности стопы размокал, и ты стоял уже на своей ноге. Если посмотреть на старые фото, то у пуантов пяточек узенький-узенький. Там пальцы сильно сжимались. С годами начинали расти куда-то вбок.
Сейчас новые материалы, все куда удобнее. Но профессия все равно накладывает свой отпечаток. У балетных девочек нередко начинает расти косточка большого пальца, ведь на нее идет большая нагрузка. Она начинает деформироваться.
© Sputnik / Виктор Толочко
Балерины называют современные пуанты по-настоящему комфортными — в сравнении с теми, которые использовали артистки балета еще лет 20 назад
Больно ли стоять на пуантах? Нет, не больно. Наши ноги я иногда сравниваю с китайскими башмачками. Слышали о таких? Когда знатным китаянкам с детства бинтовали ноги, чтобы ножка навсегда оставалась маленькой.
В детстве, пока мы привыкаем, у нас и мозоли, и пальцы болят, и подъемы. Но когда ты к этому привыкнешь, к пуантам уже относишься как к части своей жизни.
Сейчас пуанты уже можно подобрать по своему размеру — по своим пальцам, по объему стопы, по высоте пятки. В них действительно очень комфортно. Внутри мягенько-мягенько. Все поролончиком обложено. И вкладыши на пальчики силиконовые.В театре мы все танцуем в американских пуантах. Они сделаны из пластика. Пластик мягкий, но крепкий. В таких пуантах я выдерживаю трехактный спектакль – каждый акт по 40-50 минут. И потом не чувствую усталости именно от них.
© Sputnik / Виктор Толочко
Для каждого члена труппы театр давно стал вторым домом — здесь проходит немалая часть жизни
Выступать для одного зрителя
Я как зритель часто прихожу в зрительный зал. Сажусь и смотрю спектакль в исполнении коллег. Не один раз я видела зрителей, которые просто спят. Я понимаю, что это люди, которые, скорее всего, случайно попали на спектакль, их привели, а балет надо понимать.
Я никак не обижаюсь и могу их понять. Я тоже не всесторонне развитый человек: есть вещи, которые от меня далеки. И если бы меня так же посадили и сказали слушать, я бы маялась и, возможно, уснула.
Артисту нужны аплодисменты. Потому что все, что мы делаем, делаем не для себя. Когда звучат аплодисменты, значит зрителю нравится, значит я делаю все правильно. Если артист делает трюк, он хочет показать это людям, чтобы их это как-то восхитило.
© Sputnik / Виктор Толочко
У балерин именные пуанты
У нас воспитание такое: даже если зритель в зале один, мы все равно будем танцевать с полной отдачей. Даже если он один будет хлопать и выражать свою радость. Мы ради этого готовы творить.
Многодетная балерина
У меня трое детей. В нашем театре таких мам-балерин больше нет. В мире подобных артистов – единицы. Даже человек любой другой профессии не всегда решится родить троих, а у артиста балета век короткий: у нас стаж 20 лет.
А на беременность нужно время, потом – на восстановление. И если нет кому помочь, не на кого ребенка оставить во время вечерних репетиций, надо все время водить с собой.
© Sputnik / Виктор Толочко
Дети Ирины буквально выросли в театральных коридорах и даже сейчас, когда уже нет нужды брать их с собой, все равно просятся в театр
Я не могу всех призвать: давайте все рожайте. Я очень люблю детей и ни на грамм не жалею, что у меня их трое. У меня даже нет мысли: все, больше детей не хочу. Если так сложится, я бы и четвертого с удовольствием родила.
Как я справлялась? С каждым ребенком все было по-разному. Старший сын (ему 20) часто был со мной в театре. Я его из садика забирала, приводила. Мама моя потом уже больше им занималась, помогала.
Когда стал школьником, так совсем стал самостоятельным. Он очень ответственный парнишка. На него всегда можно было рассчитывать и дома одного оставлять.Я не боялась за такие вещи – закрыли ли дверь, выключили ли утюг.
Вторая дочка – вообще театральный ребенок. Даже сейчас, ей скоро будет 8 лет, она постоянно просится: «Возьми меня с собой». Я ей говорю: «Тебе дома интереснее с подружками, оставайся». А ей нравится даже просто прийти в гримерку, где есть эта атмосфера. Она прямо болеет этим.
У служебного входа в театр сидят две балерины — многие с ними даже здороваются
У младшей тоже есть желание в театр пойти. Но она совершенно другого характера. Она очень любит мою маму и всегда просится быть с ней. Ей четыре годика, она в театре была считанные разы. Вроде бы трое детей мои, а все разные, и у каждого по-разному идет жизненный путь.
Я не против, если кто-то продолжит династию и пойдет в балет. В нем много сложностей, но и много прекрасного. Для девочки это осанка, походка, фигура. Попадая в театр, можно попутешествовать. Много гастролей в разные страны.
Это такой большой плюс, по крайней мере, для меня. Я объездила почти весь мир, при этом еще зарабатывала. С другой стороны, балет – это такая профессия, которую надо любить. Сцена, зрители, костюмы, роли. Мне нравится и репетировать, и какие-то междусобойчики в гримерках.
Я это очень люблю. А в балете по-другому нельзя.
Источник: https://sputnik.by/society/20190517/1041201779/Iznanka-professii-balerina-kotoraya-proschaet-spyaschikh-zriteley.html